В интервью с директором по развитию Freedom Finance Europe — одной из крупнейших финтех-компаний на Кипре, — говорим о расширении географии компании, перспективах ее кипрского бизнеса, а также об имидже Кипра как государства и инвестиционного хаба.
– Давайте начнем с разговора о ваших планах. Что бы вы хотели сделать для развития бизнеса в 2023 году?
– В первую очередь, это открытие офисов еще по меньшей мере в трех европейских регионах. Мы планируем активно развивать бизнес в странах Балтии. Наш главный офис в этом регионе будет находиться в Таллине, Эстония. Кроме этого, мы планируем открытие представительства в Милане, так как видим большой интерес к нашим продуктам со стороны итальянских инвесторов. Третий офис уже в процессе создания — это София, Болгария.
– Зачем нужны региональные офисы во времена тотальной цифровизации?
– Прежде всего, мы хотим таким образом обеспечить максимально комфортный сервис для клиентов: мы считаем, что обязательно должна быть клиентская поддержка на местном языке.
Второй момент, который для нас важен, — понимание специфики рынка. Европа, с одной стороны, единый регион, но, с другой стороны, Европейский союз объединяет много стран, которые очень сильно отличаются культурой, ментальностью и готовностью инвесторов брать на себя риски. Работая в той или иной стране, наша команда анализирует местные особенности. От этих инсайдерских знаний сильно зависит маркетинговая стратегия — то, с чем мы выходим на этот рынок. Если мы знаем, какие продукты будут хорошо приняты, а какие будут менее успешными, то представляем куда направлять свои силы и что будет в фокусе внимания в текущем году.
– Как будет развиваться кипрский офис?
– Кипр — это сердце всего нашего европейского бизнеса. Когда мы открываем офисы в других странах, перед нами стоит задача собрать сильную команду, которая будет заниматься клиентской поддержкой, развитием бизнеса, маркетингом, работой с лидерами мнений и блогерами (достаточно популярное новое направление). А на Кипре у Freedom Finance находятся все функциональные департаменты, обеспечивающие работу операционных процессов — финансы, казначейство, юристы, комплаенс, маркетинг.
– Как давно ваша компания работает на Кипре?
Технически Freedom Finance Europe существует с 2013 года. В 2015 году компания получила все необходимые лицензии от регулятора, но бизнес как таковой начал развиваться с середины 2017 года.
– Сколько сотрудников сейчас работает в кипрском офисе?
Местная команда — это около 200 человек. На этот год у нас планы увеличить штат примерно на 50%, то есть мы собираемся принять на работу еще как минимум 100 человек.
– В итоге вы станете самой большой компанией на Кипре в своей сфере?
– И да, и нет. На Кипре присутствуют и более крупные компании, которые оказывают инвестиционные услуги, но у них другой профиль. Наша компания специализируется на предоставлении доступа к классическим финансовым рынкам, к таким биржевым инструментам, как акции, облигации, фьючерсы, опционы. Многие компании на Кипре предлагают форекс-услуги — у нас таких продуктов нет.
Второе отличие в том, что мы еще и финтех-компания. Наш большой IT-департамент много усилий тратит на развитие технологической инфраструктуры, создавая и улучшая нашу торговую платформу и сопутствующие системы. В этом наша уникальность. Freedom Finance предлагает компаниям и институциональным клиентам, которые хотят развивать свой брокерский бизнес, платформу в формате White Label. Это не просто продажа, а настройка системы обслуживания и техническая поддержка.
– На каких рынках вы работаете, какие услуги предлагаете?
– В настоящее время мы даем инвесторам доступ к американскому, европейскому и азиатскому рынкам. Недавно мы открыли для европейских клиентов доступ на рынок Казахстана, так как многие активно интересовались этой страной. Это привлекательный регион с точки зрения инвестиций, там есть ряд компаний, которые очень активно развивались последние два-три года и сейчас показывают уверенный рост.
Наша материнская компания Freedom Holding Corp. находится в США, там же у нас есть еще ряд компаний в структуре группы. Они занимаются разными видами деятельности: одни специализируются на подключении к американским биржевым площадкам, другие — на сведении потенциальных инвесторов и перспективных стартапов. В наших долгосрочных планах — полноценный выход на рынок США.
Хотя инвесторы и стартапы — это совсем другой вид деятельности, все эти процессы взаимосвязаны. Например, в период пандемии достаточно популярным продуктом среди наших клиентов были инвестиции в акции выходящих на биржу компаний по цене IPO. Мы выступали в качестве посредника.
Бывали случаи, как с Airbnb, когда в первые часы после начала публичных торгов акции взлетали в цене более чем на 100%. То есть инвестор купил акции по цене размещения, а потом продал, когда захотел, или оставил акции в своем портфеле. У той же Airbnb были периоды, когда рост акций составлял более 200% от цены размещения.
Мы даем клиентам, европейским и неевропейским, доступ на международный рынок и возможность покупать акции компаний, которые котируются на биржах США. За пределами Европы с нами легко заходить в Азию: Сингапур и Гонконг.
При этом, когда мы говорим о европейских клиентах, мы имеем в виду не только граждан Европейского союза. На территории Кипра, например, проживают граждане разных стран. Если у них есть вид на жительство на Кипре, они могут быть нашими клиентами вне зависимости от своего гражданства.
– Что ваша компания может предложить, кроме биржевых инструментов?
– Если мы посмотрим в исторической перспективе на таких больших инвесторов, как Уоррен Баффет, они всегда только покупают. Практика показывает, что в долгосрочной перспективе экономика растет: стоимость инвестиций не только сохраняется, но и приумножается.
Но если говорить о краткосрочных вложениях, то клиент не всегда уверен, в какие конкретные компании он хотел бы инвестировать, или он может быть пока не готов покупать какие-либо финансовые инструменты, или видит, что рынок достаточно волатилен. В таких случаях он может воспользоваться накопительным D-счетом. В некотором смысле он может рассматриваться как альтернатива депозитному вкладу.
Клиент размещает средства на отдельном счете в долларах или в евро, и на остаток средств на этом счете ежедневно начисляются проценты. Для вкладов в долларах процент составляет 3% годовых, а в евро — 2,5%. Нет значительных ограничений по сумме, нет привязки к сроку депонирования. То есть клиент не обязан хранить средства на этом специальном D-счете в течение какого-то минимального времени. Три дня хранил — получил проценты за три дня, хранил три месяца или три года — за этот срок и будут начислены проценты.
– Есть ли у вас правило, что инвестор должен быть квалифицированным и внести на счет не менее 125 000 евро?
Такое ограничение есть у инвестиционных фондов, которые распоряжаются деньгами вкладчиков. У нас другой механизм работы, потому что наша компания не принимает за клиента решение во что инвестировать.
У фондов есть четко прописанная стратегия, есть менеджер фонда, который решает, каким образом сбалансировать портфель в данный момент или когда необходима его перебалансировка. В нашем случае клиент сам принимает решение. Например, есть акции по 15-20 долларов. Если клиент хочет попробовать, он может перевести на свой счет минимальную сумму в 100 евро и купить несколько акций какой-то компании. Это возможно.
Мы не даём каких-то инвестиционных рекомендаций. Однако в нашей компании сильная команда аналитиков, проводящих анализ различных эмитентов и рынков и предлагающих клиентам в свободном доступе очень качественную информацию. Регулярно, минимум три раза в неделю, выходят аналитические обзоры. Это глубокая аналитика, которую можно почитать даже просто для расширения кругозора, чтобы знать, какие компании сейчас развиваются или, наоборот, остаются на месте.
В платформе Fredom24 есть полезная функция — список тикеров. Тикер — это символ, который используется для обозначения компании на бирже. У нас есть списки наиболее популярных инструментов за последнее время. Есть финансовые показатели, есть более глубокая аналитика компаний. Можно почитать, что мировые финансовые аналитики рекомендуют делать с той или иной бумагой, держать или продавать. Кроме этого, есть графики цены, которые показывают, как цена менялась за последний период.
Мы считаем, что правильные первые шаги начинающего инвестора — это не покупка конкретных акций, а самообразование. Нельзя выходить на рынок, не понимая, как он работает. Я против того, чтобы люди, которые еще вчера ничего не знали об инвестировании и только где-то слышали слово “биржа”, шли и открывали брокерские счета. Сначала нужно потратить немного времени, чтобы разобраться, как это работает.
– Давайте немного о цифрах. Сколько у вас клиентов, какие обороты?
– У нас порядка 470 000 клиентов по всему миру в рамках холдинга и 170 000 клиентов в Европе. Хочу привести в пример Грецию, где мы начали работать примерно полтора года назад. У нас уже были клиенты на греческом рынке, но когда мы открыли там офис и набрали команду, мы стали частью финансового сообщества, и объем активов под нашим управлением на клиентских счетах в Греции увеличился на 502% за полтора года.
Сейчас в Греции у нас почти 27 000 клиентов. Недавно мы стали прямым участником Афинской фондовой биржи ATHEX. Поскольку наш бизнес в Греции активно развивается и греческие клиенты просили полный доступ ко всем инструментам, которые торгуются на афинской бирже, то мы за девять месяцев получили прямое членство на афинской бирже.
– Как вы оцениваете кипрский рынок?
– Кипр – это небольшой рынок и фокусироваться на нем сложно. Миллион жителей как фокус-группа потенциальных клиентов – это не очень много. Однако, поскольку мы здесь и это сердце нашего европейского бизнеса, то последние пару лет мы активно работаем над тем, чтобы имидж Кипра в целом, как государства и инвестиционного хаба, повышался в глазах потенциальных инвесторов из Евросоюза и других стран.
Офшорное наследие Кипра — главная проблема, с которой мы сталкиваемся. Многие люди до сих пор думают, что Кипр — это какая-то нерегулируемая юрисдикция, в которой люди открывают счета для того, чтобы избежать налогов. Нам очень хочется поменять это мнение, потому что кипрский регулятор серьезно относится к своей работе. Комиссия по ценным бумагам и биржам Кипра, CySEC, работает с рынком внимательнее, чем их коллеги в абсолютном большинстве стран ЕС.
Мы начали проводить ежегодные финансовые форумы, чтобы была возможность пригласить интересных спикеров, экспертов в сфере регулирования, комплаенса и рынков капитала. Надеемся, что уровень внимания к этому мероприятию будет расти. Мы хотим к участию в этих форумах больше привлекать и государственный сектор, представителей CySEC и других регулирующих органов, чтобы поднять имидж Кипра и увеличить уровень доверия к инвестиционному потенциалу острова.
Freedom Finance Europe это:
· 170 000 клиентов в Европе
· $4,24 млрд — рыночная капитализация Freedom Holding Corp., материнского холдинга, акции которого торгуются на бирже Nasdaq
· Более 1 000 000 различных акций, ETF, опционов, фьючерсов и других биржевых инструментов доступны клиентам на платформе Freedom24