Правительство Кипра получило приглашение и изначально собиралось участвовать в Давосском форуме, но окончательного решения так и не озвучило. Какие риски оценивают киприоты и как на принятие решения влияет политика Евросоюза? Для маленького государства последствия могут быть огромными.
Когда Кипр получил приглашение Дональда Трампа принять участие в создаваемом «Совете мира», это первоначально было воспринято правительством как знак отличия, подчеркивающий региональную роль Кипра. В ходе брифингов и публичных заявлений эта новость преподносилась как доказательство повышения международного авторитета страны что особенно важно сейчас, когда Никосия активно ищет политические противовесы и союзников в условиях все более изменчивой геополитической обстановки.
Однако, по мере того как публичные дебаты в европейских столицах быстро переключились на суть новой инициативы и на опасения по поводу того, подрывает ли она архитектуру ООН, позиция правительства стала более нейтральной. По-прежнему нет четкого ответа на вопрос, присоединится ли Кипр к этой схеме и на каких условиях и почему заранее объявленное участие президента Никоса Христодулидиса в Давосском форуме в итоге не состоялось.
Согласно сообщениям международных СМИ, приглашения присоединиться к «Совету мира» были разосланы примерно в 60 стран. Дональд Трамп был представлен как председатель, обладающий широкими полномочиями. Сообщается, что проект устава включает положение, связывающее постоянное участие с финансовым вкладом в размере 1 млрд долларов США.
Основная идея была представлена как механизм управления ситуации в Газе, вопросом которой Кипр также активно занимался как региональный игрок. Но более широкая формулировка дальнейших инициатив Совета вызвала тревогу у европейских дипломатов. Аналитики предупреждают, что новая структура может стать конкурентом ООН.
С точки зрения Европейского союза, Давосский форум выделялся по одной причине: на сцене были представлены только два государства-члена ЕС – Венгрия и Болгария.
В то же время, на уровне заявлений и предварительных обязательств ряд стран, особенно с Ближнего Востока, заявили о своем намерении присоединиться к инициативе или поддержать ее, включая Саудовскую Аравию, Турцию, Египет, Иорданию, Индонезию, Пакистан, Катар и ОАЭ.
На этом фоне Никосия дала понять, что возможность поездки президента Никоса Христодулидиса в Давос будет выяснена «в течение дня», оставляя открытой перспективу того, что Кипр может присутствовать на церемонии подписания или, по крайней мере, использовать форум для двусторонних контактов.
Объявление о том, что президент в Давос не поедет, прозвучало в четверг 22 января в заявлении министра иностранных дел Константиноса Комбоса, который сослался на «практические причины» и «другие обязательства». При этом он подчеркнул, что в Брюсселе предпринимаются усилия по формированию общей европейской позиции по более широкому аспекту будущей работы Совета.
В дипломатических кругах реальные причины объясняются двумя факторами. Во-первых, сдержанной, но неясной позицией Никосии в отношении институциональных последствий учреждения «Совета мира». Во-вторых, исключительно напряженной атмосферой, в связи с противостоянием США и Европы, которая сузила пространство для комфортного маневрирования для малых государств, таких как Кипр.
Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис также в итоге не поехал в Давос. Многие малые страны ЕС поняли, что любое участие в «Совете мира» без четких гарантий соответствия рамкам ООН может нанести им политический ущерб.
Те, кто считает, что Кипр не должен дистанцироваться от новой инициативы, аргументируют это тем, что влиятельные игроки устанавливают новые столы, и отсутствие может означать маргинализацию. С другой стороны, те, кто предупреждает о рисках, подчеркивают, что участие может подорвать саму основу, на которой политическая стратегия Кипра зиждется десятилетиями – резолюции Совета Безопасности ООН о решении кипрской проблемы. А сейчас как раз идут новые переговоры с турко-кипрской стороной.
Для Никосии задача еще сложнее, учитывая, что Кипр теперь также играет институциональную роль в ЕС в качестве страны-председателя Совета Европы, а это означает, что «самостоятельный» шаг по такому деликатному вопросу может быть истолкован как нарушение политики союза. В то же время Соединенные Штаты остаются важнейшим фактором безопасности и влияния в Восточном Средиземноморье – и Кипр не может позволить себе игнорировать это.
Никосия оказалась в ситуации, когда ей нужно время, ясность и единая позиция в Брюсселе, чтобы решить столь важный вопрос для будущего страны.
Текст подготовлен по материалам Fast Forward.
Читайте также:
Масштабы продажи недвижимости иностранцам на Кипре переоценены
