Владимир Изотов: Кипру необходим основательный ребрендинг на глобальном уровне (часть 1)

  • Вторник, 15 июля 2025 09:30
  • В непростых реалиях Восточного Средиземноморья, где сталкиваются интересы Турции, Израиля, арабских стран и глобальных игроков, Кипр пытается отстоять свою безопасность и будущее. Как островное государство балансирует между региональными конфликтами и активностью крупных игроков? Насколько опасны растущие амбиции Турции? Какие дипломатические комбинации и альянсы может выстраивать маленькая страна в большом и неспокойном регионе? На что сделать ставку в стратегии экономического роста, что следует развивать, или, наоборот, серьезно реформировать?

    Об этом и многом другом мы побеседовали с Владимиром Изотовым, ведущим научным сотрудником Института Европы Российской академии наук (Москва). Это интервью – не «кабинетный» взгляд стороннего эксперта. Владимир – кандидат политических наук, автор множества статей (прежде всего на страницах журнала «Успешный бизнес») и аналитических исследований по кипрской проблематике. Он долгое время жил на Кипре и специализируется на изучении экономических и геополитических процессов Восточного Средиземноморья.

    Новые конфигурации и старые союзы: в регионе начинается очередной этап борьбы за влияние

    Как меняются отношения Кипра с Турцией в свете последних событий? Каковы наиболее вероятные сценарии и геополитические конфигурации в регионе?

    Сложно сказать, что у Кипра с Турцией существуют «отношения». Скорее, это вечный конфликт, по сути, гибридная война без видимых перспектив завершения. Но последствия недавней настоящей ракетной войны между Израилем и Ираном надо анализировать в категориях регионального баланса сил. Мы видим резкую реакцию Анкары на военно-политическую активность Израиля. Это – прямой вызов для регионального доминирования Турции и угроза сдачи ее позиций. Отношения Израиля и Турции уже балансируют на довольно опасной грани. Запомнилось недавнее агрессивное заявление Эрдогана о готовности решительно противостоять «угнетению, злу и вызывающему поведению» Тель-Авива. Анкара пользуется моментом, рассчитывая, что Израиль просто не готов к открытому конфликту на два фронта. До второй войны, конечно, дело не дойдет. Соперники сгладят острую фазу формальными заявлениями. Но линия сюжета ясна: в Восточном Средиземноморье начинается новый этап борьбы за влияние (и, конечно, за энергетические ресурсы) между двумя сильными игроками.

    Понятно, что Кипр в союзе с Грецией в этой ситуации будет еще больше ориентироваться на Израиль. Сегодня это самый активный треугольник региональной дипломатии: вспомним, что первая встреча прошла в 2016 году, затем было более десятка саммитов по вопросам обороны, энергетики, экономических партнерств. Укрепление отношений с Израилем в союзе с Грецией выглядит логично, но такой дипломатический крен ставит под угрозу отношения Кипра с арабскими странами – а это важный фактор региональной подсистемы. И здесь надо перейти ко второй части вопроса.

    Арабский вектор очень важен для экономической дипломатии Кипра. На эту тему немало сказано и написано, в том числе и на сайте вашего журнала (прим. ред. – см. серию материалов «От Леванта до Африки – арабские соседи Кипра»). Фавориты – Египет и Иордания. Первый инициативно подключился к экономическому партнерству с Кипром и Грецией. Здесь тоже высокая частотная активность. Подсчитано: за последние годы стороны провели ровно десять встреч, а недавняя (в Египте, в январе этого года) была особенно богатой на экономические контракты. В целом же геополитическая структура Восточного Средиземноморья фактически двухполюсная: Турция против всех остальных. Однако на втором полюсе полная консолидация выглядит проблематично: арабские страны и Израиль будут в разных лагерях по определению. Для Кипра такая дипломатическая амальгама – хорошая возможность укрепить антитурецкую платформу в регионе. Но нервы у Анкары последнее время на пределе, что сказывается и на тоне заявлений. Региональную силу Турции во многом определяет активное членство в НАТО и военно-политический патронаж США. Но НАТО все меньше становится «американским», а значит, фаворитам Вашингтона внутри альянса придется непросто.

    Получается, у Турции не осталось союзников в регионе. На что же рассчитывает Эрдоган?

    Он сознательно раскачивает ситуацию. В июне 2025 года Турция представила в ЮНЕСКО новую морскую карту, оспаривающую власть Греции над территориальными водами и воздушным пространством в Эгейском море. Речь идет о претензиях на 6 из 12 морских миль. Анкара считает позицию Греции нарушением своих прав и (как выражается турецкий МИД) «потенциальным поводом к войне». Новый союзник – Ливия, с которой у Турции уже подписаны меморандумы, позволяющие последней проводить нефтегазовую разведку в спорных акваториях. Благодаря этим соглашениям, Турция вклинивается в греко-кипрскую морскую зону, меняя в свою пользу геоэнергетическую конфигурацию акватории. Эрдоган укрепляет отношения (к слову, как и Россия, заинтересованная в создании базы в Маатен ас-Сарра) с одиозным режимом фельдмаршала Хафтара, все еще не полностью контролирующего страну, истощенную гражданской войной. Одновременно Эрдоган стремится заключить новое соглашение по ИЭЗ с пост-Асадовской Сирией. Это может нанести ущерб интересам Греции, Кипра и Египта и еще больше укрепить максималистские амбиции Турции. Соглашение также может поставить под угрозу совместные проекты Восточно-Средиземноморского газового форума (EMGF), раскручивая спираль региональных геополитических рисков.

    Возможен ли реальный прорыв на предстоящих в середине июля переговорах по объединению острова в формате 5+1? Какова роль ЕС в этом процессе?

    С высокой вероятностью мы получим очередной раунд с нулевым результатом. Пока не видно факторов, которые могли бы активировать политическую волю сторон. Зато есть две очевидные причины (открытие Вароши и продолжающая турецкая геологоразведка в спорных акваториях), негативно влияющие на переговоры.

    В свое время были надежды на гражданскую дипломатию. В 2021 году была создана United Cyprus Platform (объединила порядка 120 НКО с обеих частей острова, плюс кто-то из Великобритании и нескольких стран ЕС). Гражданские активисты рассчитывали сделать то, что не получается у политиков. Их меморандумы призывали к двухзональной, федерации, открытию всех пропускных пунктов на острове, мораторию на все конфликтные действия в Восточном Средиземноморье. Но всплеск энергии и активизма довольно быстро закончился, в том числе из-за проблем финансирования. Были идеи по созданию бизнес-проектов, стартапов, объединяющих предпринимателей с юга и севера острова. Пока не получается. Инвесторы не очень верят в возможность объединения. Честно говоря, есть ощущение, что политический процесс находится в неком склеротическом состоянии, и сдвинуть его с мертвой точки может только молодое (родившееся после трагического 1974 года) поколение предпринимателей и гражданские инициативы. Когда бизнес поймет взаимовыгодность объединения, может возникнуть реальное давление на политиков.

    Относительно ЕС – только ленивый не обвинял его в пассивной позиции по вопросу объединения острова. Конечно, Никосия всегда будет использовать Брюссель как политическую опору и надежду на желанное развитие ситуации (ликвидация архаичной системы стран-гарантов и федеральная структура нового государства согласно резолюциям ООН). Однако филиппики Брюсселя в адрес Турции в администрации Эрдогана уже давно отправляют в мусорную корзину, даже не читая. Анкаре объективно выгодно ослабление Европы в системе глобального лидерства после разлома трансатлантического блока при Трампе (что, впрочем, может быстро восстановиться при следующем президенте США).

    Ситуацию вряд ли изменит и движение ЕС в сторону «стратегической автономии», труднодостижимой в условиях известной «триады европейской зависимости». От США – в военной сфере, от России – энергетически, от Китая – в экономике и торговле. Избавиться от этого пока объективно невозможно, и вместо «стратегической автономии» на практике получается «тактическая взаимозависимость» с ситуативными альянсами и временными коалициями.

    Продолжение следует.

  • Read 818 times