Включение Российской Федерации в так называемый черный список Евросоюза стало важной негативной новостью 2023 года. В этой статье рассмотрим причины и цели составления этого списка, поговорим о рекомендациях его применения и о том как они выполняются в Евросоюзе и на Кипре. Выясним также, какими могут быть последствия для международного экономического сотрудничества.
Начнем с предыстории, то есть того, что случилось до 2023 года. Появились так называемые недружественные для Российской Федерации страны. Это те страны, которые ввели санкции против нее и предприняли определенно недружественные шаги помимо санкций. В том числе это изъятие российских активов, находящихся за рубежом, блокировка счетов и платежей. Кроме того, некоторые страны приостановили действие соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН) с Российской Федерацией. Первой здесь стала Латвия, также денонсировала соглашение с Россией Дания, кроме того определенные нарушения духа и буквы международных налоговых соглашений произошли и со стороны других стран. Не забываем и о беспрецедентных санкциях со стороны Евросоюза, США, Великобритании и примкнувших к ним.
Российская Федерация в ответ также пыталась пересмотреть отдельные положения СОИДН по своей инициативе, и в ряде случаев это удалось. Например, с Кипром, где несколько положений соглашения были пересмотрены. В случае если страна-партнер не приняла предложение Российской Федерации и пересмотр отдельных положений не удался, Россия оставила за собой возможность денонсировать соглашение об избежании двойного налогообложения. Так произошло, например, с Нидерландами.
Но наступил 2023 год и Российская Федерация была включена в так называемый черный список Евросоюза.
Что такое черный список Евросоюза?
Это список юрисдикций, которые не сотрудничают с ЕС в целях налогообложения. В него входят:
Американское Самоа
Ангилья
Антигуа и Барбуда
Багамские Острова
Белиз
Фиджи
Гуам
Палау
Панама
Самоа
Сейшельские острова
Тринидад и Тобаго
Острова Теркс и Кайкос
Виргинские острова США
Вануату
И – теперь – Россия
В этот список включаются оффшорные юрисдикции, использование компаний которых позволяет резидентам Евросоюза не платить налоги с части своих доходов или же занижать налогооблагаемую базу в Евросоюзе. Таким образом европейские бюджеты недополучают налоговые поступления. Этот список является инструментом Евросоюза по борьбе с уклонениями от уплаты налогов и другими злоупотреблениями, в том числе и отмыванием средств. Благодаря наличию списка ЕС принуждает другие страны принять выгодные для него правила игры. Где же здесь Российская Федерация? Неужели использование российских компаний позволяет каким-то образом размывать налоговую базу Евросоюза?
Конечно, ЕС ссылается на специальные налоговые режимы, которые действуют на двух островах Российской Федерации и применяются к международным холдинговым компаниям. Но вряд ли эти компании несут какую-то существенную угрозу налоговой базе ЕС. Ранее Евросоюз и различные международные организации отмечали, что Россия нацелена на полное сотрудничество по налоговым вопросам. Это подтверждалось различными протоколами, совместными решениями, и так далее. Скорее всего, внесение России в список несотрудничающих юрисдикций – это просто политизированное решение.
Последствия для международного экономического сотрудничества
Внесение это, конечно, влечет за собой негативные последствия для международного экономического сотрудничества, и вот некоторые из них:
- Усиленный мониторинг транзакций в рамках Директивы DAC6 приводит к дополнительным издержкам средств, времени и усилий.
- Налог у источника в ЕС при платежах в Россию – применение максимальных ставок. Российские компании недополучают доходы.
- Невозможность учета в расходах некоторых платежей российским резидентам, применение правил КИК, ограничение на применение для акционеров-резидентов ЕС правил освобождения от налогообложения распределяемой прибыли, получаемой от российских лиц – все это приводит к приостановке сотрудничества компаний ЕС с российскими компаниями.
Цели Евросоюза понятны, но на самом деле они не отвечают его интересам и это видно по экономической статистике. Например, в Германии наблюдается отрицательный рост, инфляция, безработица.
Компании уходят с европейского рынка на американский, особенно производители продукции, те, кто раньше использовал дешевый российский газ. То есть это не выгодно для Евросоюза, но выгодно для США. Получается, что все эти действия – не в интересах стран, которые приняли такие решения. Они интересны, так сказать, третьей стороне.
Михаил Соболев
В октябре состоялся вебинар «Чёрные списки и приостановление налоговых соглашений: критические последствия для бизнеса и возможные решения». Своими знаниями поделились ведущие специалисты международной налоговой Академии BEPS. Чтобы приобрести запись вебинара, напишите координатору мероприятия Наталье Картуди, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Что такое «стрижка депозитов» по-кипрски?
Дело вкладчика Laiki Bank: продолжение следует