Продолжая серию материалов «Кто есть кто на Кипре?» в этой статье мы расскажем о том, какие отношения у президента страны Никоса Христодулидиса с политическими партиями и СМИ.
В выходные в газете «Филелефтерос» вышла статья, которая, на мой взгляд, имеет большое значение. О том, что делает или не делает новый президент Кипра до сих пор говорили только в кулуарах. Впервые открытое недовольство вышло на страницы одной из самых влиятельных газет. Возможно, с этого момента начнется публичная кампания по дискредитации кипрского лидера. Я такое наблюдала во время правления президента Христофиаса. Но ему дали два года на то, чтобы себя показать, а кредит доверия президенту Христодулидису выдан был, получается, всего на полгода. За ним наблюдали. Теперь решили, что пришло время негативных публикаций.
Что мы знаем о Никосе Христодулидисе?
Никос Христодулидис был избран новым Президентом Республики Кипр в феврале этого года. Он победил во втором туре, набрав 51,91% голосов. 6 декабря ему исполнится 50 лет, он самый молодой президент в истории Кипра. А еще и первый многодетный президент страны (у него растут четыре дочери). Изучал политологию, экономику, византийскую и новогреческую филологию в Нью-Йоркском университете. Получил магистерскую степень по специальности «Международные отношения» в Университете Мальты.
С 1999 года работал в Министерстве иностранных дел, а также преподавал на кафедре истории и археологии Университета Кипра. В 2013 году был назначен директором дипломатического офиса президента Никоса Анастасиадиса, в 2014 году стал официальным представителем правительства. 1 марта 2018 года вошел в состав правительства в должности министра иностранных дел.
Почему он решил стать президентом?
Он – протеже предыдущего президента страны. На протяжении 10 лет был его правой рукой, хорошо понимал, что происходит в стране и за ее пределами, присутствовал практически на всех важных встречах, знаком со всеми лидерами ЕС. Обычно на Кипре на должность министра иностранных дел назначают того, кого видят среди кандидатов на следующих выборах. Или наоборот: назначают человека министром иностранных дел, он выстраивает отношения Кипра с другими странами, и становится ясно, что это – настоящий лидер, и он сможет справиться с управлением государством.
В случае с Христодулидисом – первый вариант. Его кандидатуру подготовили в противовес одному из старейших членов партии ДИСИ (правая партия Кипра) Аверофу Неофиту. В партии назревал раскол, часть членов не хотела продвижения Неофиту. Говорят, что среди них был и президент Анастасиадис, но это на уровне слухов. Публично он утверждал обратное и поддерживал Неофиту, «так как партия так решила». Христодулидис тоже был членом этой партии, но выставил свою кандидатуру, как независимый кандидат. Ему удалось получить поддержку центристских партий плюс за него проголосовали те члены ДИСИ, кому не нравился Неофиту. Они считали, что молодой президент, не замешанный в скандалах, освежит кипрскую политику, привнесет в нее новые идеи, новые подходы.
Я знакома была с ним только по журналистской работе. Когда я сопровождала президента Анастасиадиса во время официальных визитов, именно Христодулидис курировал отношения с пресс-пулом. Он собирал нас в холле гостиницы, чтобы рассказать о программе дня, дать какие-то комментарии. Вечером он рассказывал что-то, что не должно было пойти в печать, но могло оказаться нам полезным для понимания итогов дня. А в самолете по дороге домой мы обычно собирались где-то в хвосте салона и долго обсуждали итоги каждой зарубежной поездки президента Анастасиадиса. Христодулидис – хороший человек, но мне трудно было представить его президентом, я не могла сравнить его с такими выдающимися личностями, как Василиу или Клиридис. Я удивлена была, когда он выдвинул свою кандидатуру, и внимательно наблюдала за всей предвыборной гонкой.
Главный враг
Он и не скрывался. Авероф Неофиту всю жизнь готовился к тому, что станет президентом страны. А тут какой-то выскочка, которого он и серьезно-то не воспринимал в последние 10 лет, встречая в президентском дворце, отбирает голоса в его же партии. Обсуждения кандидатуры, которую партия должна выдвинуть на выборах, чуть не привели к расколу. Но выбрали всё же Неофиту в качестве кандидата от ДИСИ. И он начал очень интенсивную борьбу против основных конкурентов – Маврояниса и особенно Христодулидиса. Собирал компромат, выступал со скандальными разоблачениями в прессе, проводил массу переговоров на разных уровнях, заручился финансовой поддержкой крупного бизнеса, пообещал всем сторонникам всё то, что они просили. Казалось, успех преопределен. Но Авероф Неофиту не вышел во второй тур. И вряд ли простит это победившему Христодулидису.
Чем недовольны киприоты?
Ну и, завершая, вернемся к статье. Там нет ничего конкретного, кроме критики руководителя Подминистерства туризма Костаса Кумиса за то, что он неаккуратно выразился по поводу израильского кризиса и сожалений о том, что политика Христодулидиса состоит в том, чтобы не принимать никаких серьезных решений. «Вялость», «прокрастинация», «нежелание брать на себя ответственность», «нерешительность» — эти слова в статье чаще всего встречались. В пример приводится публичный конфликт между министром здравоохранения и вторым человеком в этом министерстве — генеральным секретарем. Христодулидис допустил публичные разборки и не вмешался, чтобы прекратить конфликт или уволить одну из дам, его затеявших. Ну и по мелочи вспомнили ему несколько огрехов. Оригинал вы сами можете почитать по ссылке (воспользовавшись переводчиком, например, в Google Chrome, если нужно).
Важный факт – это первая публикация в серьезном СМИ, в которой сильно критикуют президента. Явно не последняя. Ему еще 4,5 года работать. Если он не найдет способ достойно ответить на эту публикацию, эти годы будут непростыми. Его поддерживает партия ДИКО, у которой от 10 до 15% голосов и пара партий меньшего размера. В оппозиции – левая партия АКЕЛ и (согласно давнему решению верховного совета) правая партия ДИСИ. Но по факту эта партия ещё не нападала на президента Христодулидиса, это пока была скорее негласная поддержка, чем оппозиция. Будем наблюдать за тем, как дальше будут развиваться события.
Наталия Кардаш
Читайте также:
Кипрские политики: кто есть кто?
Члены правительства Кипра и кто главнее по протоколу?