Атомная энергетика Cредиземноморья беспокоит жителей Кипра

  • Понедельник, 15 мая 2023 11:24
    • Будущая АЭС «Аккую» Будущая АЭС «Аккую»

    Кипр имеет небольшую территорию, испытывает недостаток природных ресурсов, включая ископаемое топливо, и ищет альтернативные источники энергии. Казалось бы, использование ядерной энергетики могло стать заменой импорту топлива и улучшить энергетическую безопасность и стабильность страны.

    Атомная энергетика – это процесс производства электроэнергии, основанный на применении ядерного топлива. Она широко используется – АЭС эксплуатирует 31 страна мира. Всего в мире насчитывается 443 реактора, еще 50 строятся. Но Кипр не производит ядерную энергию и не имеет атомной промышленности.

    Киприоты сказали «нет» ядерной энергетике

    Правительство Кипра в 2012 году начало изучать возможность строительства первой атомной электростанции на острове. В рамках этого проекта была подготовлена программа исследования ядерной энергетики и проведена оценка воздействия на окружающую среду.

    Однако проект вызвал протесты в обществе. Некоторые жители Кипра и экологические организации опасались негативных последствий использования атомной энергии, таких как возможность аварий и потенциальной опасности для здоровья и окружающей среды. Дальнейшего развития программа не получила.

    Но отказ от собственных АЭС не гарантирует полную безопасность жителям Кипра: соседи по региону планируют развивать эту отрасль энергетики.

    Турция запускает АЭС осенью 2023 года

    Киприоты чрезвычайно обеспокоены строительством на средиземноморском побережье Турции атомной электростанции «Аккую» общей мощностью 4800 МВт. Беспокойству жителей Кипра есть разумные причины.

    Во-первых, расстояние от АЭС до Никосии – всего 107 километров. Во-вторых, существуют опасения в безопасности этого проекта. Сейсмические исследования региона проводились в 1976 году и дали положительное заключение: строить можно. Но последовавшие события, а именно взрыв Чернобыльской атомной станции, привели к тому, что проект был заморожен на долгие годы. Работы возобновились лишь в 2018 году, несмотря на другую катастрофу – аварию на станции Фукусима, случившуюся в результате сильнейшего в Японии землетрясения (2011 год).

    Потрясенные масштабом происшествия, ряд стран отказались от атомной энергетики и закрыли станции, находившиеся на их территориях: это были Италия, Австрия, Польша. Однако другие лишь декларировали такой отказ, но затем вернулись к эксплуатации АЭС.

    Землетрясение в Турции и споры о безопасности АЭС

    Недавнее разрушительное землетрясение в Турции привело к возобновлению дискуссий об опасности будущей турецкой АЭС для самой страны и ее соседей. Строители уверяют, что «Аккую», рассчитанная на землетрясение мощностью 9 баллов, выдержала подземные толчки (якобы приборы зафиксировали их магнитудой 3 балла). Но многие специалисты сомневаются в правдивости этих данных. И практика показывает, что какие бы технологии, призванные обеспечить безопасность, не закладывались в проект, природа часто оказывается сильнее.

    Невзирая на опасения специалистов и на их рекомендации не строить атомные электростанции в сейсмоопасных регионах – зонах разлома, «Аккую» планируется к запуску в октябре 2023 года, к столетию Турецкой республики.

    В области ядерной энергетики у Турции самые амбициозные планы. Помимо проекта «Аккую», который в настоящее время находится в стадии строительства, Турция также планирует две других станции – в Синопе (4,4 ГВт) и Игнеаде (обе – на побережье Черного моря). Однако существует высокая степень неопределенности относительно того, осуществятся эти два проекта или нет из-за отсутствия заинтересованных разработчиков и инвесторов и слабости турецкой экономики.

    Ядерная энергетическая программа Турции столкнулась с широкой общественной оппозицией не только в соседних странах, но и среди местных жителей. Турки, так же как и киприоты, хорошо помнят катастрофы в Чернобыле и на Фукусиме. В опросе, проведенном в 2018 году, две трети респондентов выступили против варианта использования ядерной энергии. А сразу после землетрясения общественные активисты возобновили протестные акции, требуя остановить строительство атомных электростанций.

    АЭС

    Другие атомные проекты на средиземноморском побережье

    Но опасность для Средиземноморского региона может представлять не только турецкая АЭС. В то время как европейские средиземноморские страны движутся к сокращению доли ядерной электроэнергии в своем энергобалансе, ядерная энергетика, похоже, нашла новых приверженцев не только в Турции, но и на Ближнем Востоке и в Северной Африке. К строительству атомных электростанций готовятся в Египте и Иордании.

    Египет проводит подготовительные работы на площадке Эль-Дабаа на средиземноморском побережье страны. После завершения строительства атомная электростанция Эль-Дабаа также будет иметь общую мощность 4800 МВт. Как и в Турции, проект в Египте разрабатывается российской государственной компанией «Росатом». Строительство египетской атомной электростанции началось в 2022 году, первый блок будет введен в эксплуатацию в 2027 году. Всего будет построено 4 реактора. Завершение стройки запланировано на 2030 год.

    «Росатом» также был связан с ядерной энергетической программой Иордании, где в 2014 году подписал соглашение о строительстве двух реакторных установок мощностью 1000 МВт в рамках совместного предприятия. Общая стоимость проекта оценивалась в 10 миллиардов долларов США. Однако в 2018 году проект были отменен из-за финансовых трудностей. С тех пор Иордания переключила свое внимание на малые модульные реакторы (SMR), но пока неизвестно, на какую мощность, технологию или поставщика она нацелена.

    Небольшие реакторы создают собственные проблемы, такие как отсутствие опыта эксплуатации в предлагаемых на рынке конструкциях SMR и более высокие затраты на киловатт-час. Несмотря на начало переговоров с несколькими поставщиками ядерной энергии, иорданское предприятие SMR по-прежнему ограничивается подписанием меморандумов о взаимопонимании и проведением технико-экономических обоснований.

    Египет и Иордания также были свидетелями общественных протестов против их проектов в области атомной энергетики, но в меньшей степени в сравнении с Турцией.

    Все три страны рассматривают свою политику строительства атомных электростанций как средство укрепления энергетической безопасности. Они заключили соглашения с российским «Росатомом» по двум основным позициям: помощь в финансировании и возврат отработанного ядерного топлива. Кроме того, в отличие от европейских, региональные рынки электроэнергии на Ближнем Востоке, Северной Африке и в Турции регулируются государством. Регулируемые рынки электроэнергии — это лучшая среда для ядерной энергетики. Недостатком такой структуры рынка является то, что она экономически неэффективна и сопряжена с высоким риском издержек.

    Официальная позиция Кипра

    Кипр отстаивает свое право на ядерную безопасность в регионе на различных всемирных форумах. Так, в ходе 10-й конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия в августе 2022 года постоянный представитель Кипра при ООН посол Андреас Хаджихрисанту сделал официальное заявление. В нем говорится: «Что касается безопасности ядерной энергии, то в нашем регионе необходимо уделять этому повышенное внимание. Неотъемлемое право всех государств участвовать в мирных программах использования ядерной энергии сопряжено с ответственностью за использование ядерной энергии с максимальной осторожностью, полной прозрачностью и максимально возможными стандартами экологической безопасности и безопасности человека. Государствам следует избегать строительства атомных электростанций в районах с высокой сейсмичностью или иным образом подверженных стихийным бедствиям. Мы подчеркиваем необходимость наличия обновленных систем раннего предупреждения о ядерных авариях с трансграничными последствиями, в частности систем раннего сейсмического предупреждения для атомных электростанций».

     

  • Read 724 times