От Леванта до Африки – арабские соседи Кипра (часть 2)

  • Суббота, 29 октября 2022 13:00
    • Король Иордании Абдалла II, Президент Кипра Никос Анастасиадис, премьер-министр Греции Алексис Ципрас приняли участие в работе трёхстороннего саммита Кипр – Греция – Иордания (2018 г.). Фото PIO Король Иордании Абдалла II, Президент Кипра Никос Анастасиадис, премьер-министр Греции Алексис Ципрас приняли участие в работе трёхстороннего саммита Кипр – Греция – Иордания (2018 г.). Фото PIO

    Восточное Средиземноморье – один из самых сложных и конфликтных регионов. «Боговдохновлённые» джихадисты, опасность новых гражданских войн, миграционные кризисы, углеводородные споры, отношения с мировыми центрами силы – сложнейший пазл из факторов и тенденций, которые должен учитывать Кипр. Политолог Владимир Изотов продолжает анализировать геополитическую ситуацию в регионе.

    Начало: От Леванта до Африки – арабские соседи Кипра (часть 1)

    ЛИВАН: СОЮЗ НА ОСНОВЕ ГИБКОЙ ДИПЛОМАТИИ

    «Ливан не просто близок нам географически, он близок нашему сердцу», – такими словами начал встречу в апреле кипрский министр иностранных дел Иоаннис Касулидис со своим ливанским визави. Общая история, тесные экономические связи, состоятельная и законопослушная ливанская община, живущая на острове – факторы дружбы налицо.

    Ливан по-прежнему находится в тяжелой ситуации, но продолжает мужественно бороться с каскадом обрушившихся испытаний. Финансовый кризис 2019 года и последующий дефолт по еврооблигациям был усилен последствиями гражданской войны в соседней Сирии и наплывом беженцев. Финансово-экономические и социальные системы Ливана и Сирии тесно связаны, но в данном случае такая зависимость обошлась очень дорого. Только по официальным данным приём и размещение беженцев обошлись более чем в 40 млрд долл.

    Кроме того, экономика и общество все ещё находятся в посттравматическом состоянии после взрыва в порту Бейрута в 2020 году.

    В мае в стране прошли парламентские выборы, по итогам которых немного ослабли позиции «Хезболлы». Радикальное шиитское движение вкупе со своими сторонниками потеряло 16 парламентских мест, но сохраняет достаточное влияние.

    Особенно воинственна внешнеполитическая позиция «Хезболлы» в связи со сложным спором Израиля и Ливана вокруг газового месторождения Кариш, которое каждое из государств считает «своим». Израиль, естественно, имеет финансовые и технологические преимущества.

    Добычу газа планируется начать уже осенью. Оборудование готово и по уверению Министерства обороны защищено подводными лодками и морским «железным куполом».

    «Хезболла» в ответ угрожает ракетным ударом. Её бессменный лидер шейх Хасан Насралла (занимает пост генсека более 30 лет) предупредил о большой вероятности войны в Восточном Средиземноморье, если Ливан не получит доступа к своей доле «углеводородного пирога». К большой войне с Израилем шейх готовится давно и не питает миротворческих иллюзий. Можно вспомнить, что 1997 году в бою с израильтянами погиб его 18-летний сын Гади. Пока же «Хезболла» периодически запускает в район добычи невооруженные беспилотники, которые израильтяне исправно перехватывают. Для кипрской дипломатии ливанское направление является показательным примером гибкости и прагматизма. Сохранение хороших отношений с двумя непримиримыми врагами (Ливаном и Израилем) требует известного искусства.

    ИОРДАНИЯ: СТАБИЛЬНОЕ ПРОАМЕРИКАНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

    Единственная (конституционная) монархия в нашем аналитическом списке. Одна из самых политически устойчивых стран региона и давний союзник Кипра. За последнее время отношения существенно улучшились.

    В 2019 г. обе страны вошли в состав газового форума (EMGF)1. Важным событием стала встреча Никоса Анастасиадиса с Королем Иордании Абдаллой II, прошедшая в конце прошлого года. В числе объемного пакета подписанных документов, было Соглашение об избежании двойного налогообложения, соответствующее флагманским стандартам ОЭСР, направленным на противодействие уходу от налогов и отмыванию прибыли.

    В мае этого года главы МИД двух стран сверили часы по самым тревожным проблемам – украинскому и ближневосточному кризисам. Кипр также подтвердил поддержку Иордании по принципиальному для неё религиозному вопросу – сохранению хашимитской опеки над святыми местами Иерусалима.2 Встреча имела и природоохранную составляющую.

    Иорданские самолеты в этом сезоне помогали Кипру бороться с лесными пожарами. Важно, что Кипр является мостиком между Хашимитским королевством и ЕС в их развивающемся сотрудничестве. Совет ассоциации ЕС и Иордании действует при активной роли Кипра. На последнем заседании в июне утверждены Приоритеты партнерства до 2027 года. Брюссель и Амман договорились ещё больше углублять сотрудничество по трем целям: региональная безопасность, экономическая стабильность и права человека. Кооперация предполагает финансовую подпитку со стороны ЕС.

    Первый транш в 364 млн. евро уже на подходе. Запущена европейско-иорданская инвестиционная платформа, на которую особенно рассчитывают кипрские компании в области финтеха и финансовых услуг. Для Иордании это важные инициативы. Несмотря на завидную для региона политическую устойчивость, экономика страдает от излишнего патернализма – от государства как работодателя зависят порядка двух третей населения. Те же, кто не попал в их число, рискуют пополнить ряды ИГИЛ. Статистика говорит о большом числе наёмников из этой страны, и один из факторов этого – высокая безработица среди молодежи. Туристам любят рассказывать динаре, который держит постоянный курс к доллару на протяжении 30 лет. На самом деле, все не так радужно.

    Внешний долг продолжает расти, а в 2016 г. была серьезная угроза дефолта. Бюджет сохраняет критическую зависимость от кредитных траншей МВФ, а экономика – от туризма, денежных переводов и сектора услуг.

    Наконец внешнеполитические стратегии Кипра и Иордании сходятся в ещё в одной важной точке – усиление связей с США. У Аммана и Вашингтона сейчас наилучший период взаимоотношений. Страны согласовывают новый меморандум о взаимопонимании, который предусматривает увеличение американской помощи до $1,5 млрд ежегодно до 2029 года. Ежегодно растут объемы финансирования по линии Агентства международного развития США (USAID). Прогрессирует и военное сотрудничество. По оснащению и технологиям иорданская армия все больше напоминает арабское подразделение вооруженных сил США.

    Владимир Изотов
    НИУ ВШЭ (Москва)
    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    1 Включает Кипр, Грецию, Францию, Италию, Иорданию, Израиль, Египет и Палестинскую автономию.

    2 Иордания с 1950-х гг. осуществляет покровительство и административное управление христианскими и мусульманскими святынями в Иерусалиме. Это зафиксировано в мирном соглашении 1994 г. между Иорданией и Израилем.

     

    Окончание статьи: От Леванта до Африки – арабские соседи Кипра (часть 3)

     

  • Read 497 times