История поисков нефти и газа на Кипре

  • Вторник, 02 августа 2022 09:00
  • Предлагаем вашему вниманию архивный* материал, опубликованный в журнале «Успешный бизнес» в 2012 г. и посвященный  поиску месторождений полезных ископаемых на шельфе Кипра. Автор - Юрий Пашков, кандидат геологоминералогических наук, бывш. завотделом института ВНИГНИ в Москве, бывш. советник ООН на Кипре.

    «Большое видится на расстояньи…» (С. Есенин)

    Геология нефти

    У каждого дела есть своя теоретическая база или подоплека. Поиски месторождений нефти и природного газа базируются на геологии, а именно на той ее ветви, что изучает углеводороды, то есть нефть и газ.

    Свой первый учебник по геологии нефти и газа я начал изучать в 1956 году, будучи студентом третьего курса Московского геолого-разведочного института (МГРИ).

    Учебник был написан и издан тремя годами ранее профессором Московского Государственного университета Игнатием Осиповичем Бродом. В книге был раздел о зарождении и становлении нефтяной промышленности России, из которого следовало, что первооткрывателями нефти на Апшеронском полуострове нужно считать местных пастухов, поскольку они нашли ручейки маслянистой жидкости, собиравшиеся в небольшие озерца. Предприимчивые жители Баку и прилежащих поселков поначалу рыли мелкие колодцы, в которые из земли просачивалась нефть. Эти колодцы и послужили первыми сборниками топлива.

    Жидкость горела, давала возможность отапливать и освещать жилища. Аналогичную историю изложил американский ученый А.И.Леворсен в своем классическом учебнике Geology of Petroleum. Только произошла она в Скалистых горах, где первооткрывателями стали охотники, нашедшие проявления (seepages) жидкой нефти в этой части Северной Америки. 

    Я называю этот этап поисков нефти визуально-тактильным, так как прямые свидетельства существования предмета поисков можно не только увидеть, но и потрогать. К сожалению, на Кипре таких прямых признаков существования нефти и газа в недрах не наблюдалось, а все, о чем сообщали местные жители, не выдержало проверки на месте.

    Думаю, здесь уместно кратко рассказать, как я очутился на Кипре.

     

    Первый визит на Кипр

    Впервые я приехал на Кипр в апреле 1981 года для того, чтобы присоединиться к группе специалистов, выполнявшей под эгидой ООН проект по развитию энергоснабжения и энергосбережения «CYP/77/009». В проекте был раздел по оценке перспектив нефтегазоносности острова, и я был исполнителем этого направления. Результаты гидрографических исследований, сейсмических работ и бурения, которые проводились в акватории Средиземноморья по состоянию на 1980-й год, были представлены в отчете, получившем высокую оценку Правительства Кипра. 

    Однако понадобилось 25 лет, чтобы наши рекомендации были реализованы на практике. Тогда наш отчет с рекомендациями по представлению геологической службы прочитали два бывших президента страны, Спирос Киприану и Джордж Василиу. Оба заявили о невозможности каких-либо дальнейших действий до разрешения кипрской проблемы.

    С тех пор отчет лежал, никому не нужный. Но киприоты не виноваты, что тема 25 лет ждала своего времени, – сделать что-либо было нельзя. Теперь, после вступления в ЕС и получения экономической независимости (опять же, в рамках Евросоюза), перед Кипром открылись новые перспективы в определении нефтегазоносности своих территориальных вод. Однако следует помнить, что тендер стал началом очень длительного процесса, результат которого проявится через несколько лет после начала геологоразведки.

     

    История исследований шельфа Кипра

    Еще задолго до моего приезда, в акватории Средиземного моря проходили многочисленные геологические исследования. В списке участников исследований числится советское судно «Юрий Годин», которое бороздило кипрские воды с 1960-х годов. В Восточном Средиземноморье работали также научно-исследовательские суда «Академик Архангельский» и «Академик Страхов».

    Кроме того, представители Италии, Великобритании, Франции, Израиля, США провели здесь очень большой объем работ, которые прямо не были направлены на поиски нефти, но косвенно дали результаты, позволяющие определить наиболее перспективные участки.

    Например, американская компания Oxaco провела детальную сейсмическую съемку прибрежных районов Кипра. Однако все результаты были переправлены в США. По обычному соглашению с исследовательской компанией для использования материалов отчета их нужно выкупить. В противном случае материалы вывозятся в страну, производившую работы.

    В то время киприоты не были заинтересованы в том, чтобы выкупить все эти сейсмограммы. У исследовательского проекта под эгидой ООН была своя предистория. В 1980 году, после визита на Кипр представителей компании Standard Oil of Indiana (SOHIO), Правительство Кипра рассматривало вопрос о проведении геологоразведочных работ на шельфе к югу от острова. По свидетельству Никоса Роландиса, который в то время был министром иностранных дел, опасения по поводу действий со стороны Турции и вмешательство Генсекретаря ООН Курта Вальдхайма не позволили Республике Кипр заключить соглашение с американской нефтяной компанией. ООН предложила провести дополнительную экспертизу вопроса. Так в штатном расписании Министерства торговли, промышленности и туризма Кипра появился пост советника по энергосбережению.

     

    Три основных этапа

    На мой взгляд, в истории поисков нефти на Кипре можно выделить три основных этапа: первый, рекогносцировочный, до 1980 года. Именно на этом этапе была доказана вероятность существования нефти и газа в восточном Средиземноморье. Второй этап – это проведение сейсморазведочных работ с 1980 по 2011 годы. И третий этап – поискового и разведочного бурения, начавшийся в 2011 году с успешного бурения первой скважины компанией Noble Energy.

    На первом этапе на шельфе Кипра проводились в основном гидрографические исследования, которые позволили расшифровать тектоническую структуру Восточного Средиземноморья и выделить участки для проведения региональных и детальных сейсморазведочных работ. По результатам исследований были составлены отчеты и опубликованы научные статьи таких авторов, как А.Монин, Я.Маловицкий, А.Милашин, О.Казаков, М.Моделевский.

    В разряде неопубликованных работ для служебного пользования можно найти попытки количественной оценки прогнозных ресурсов углеводородов в Восточном Средиземноморье.

    Особняком в этом ряду стоят материалы рейса американского научно-исследовательского судна Glomar Challenger, пробурившего в 1970 году первые две скважины № 375 и 376 к западу от острова. После бурения этих двух скважин был опубликован отчет, результаты которого подтверждают: в поднятых из скважин образцах керна (порода) установлены зрелые углеводороды, то есть признаки нефти и/или газа.

    На втором этапе поисков сейсморазведочные работы проводили геофизические компании Франции и Норвегии. Венцом является детальная 3D-съемка, сделанная фирмой PGS из Норвегии, ряда участков к югу от острова, выставленных на первый раунд конкурса в феврале 2007 года.

    На третьем этапе состоялось бурение первой скважины американской компанией Noble Energy, которое оказалось успешным. Подтверждены крупные запасы природного газа на участке «Афродита», и общественность страны с понятным нетерпением ожидает результатов второго раунда конкурсных торгов за право получения лицензии на дальнейшие поиски углеводородов в акватории Кипра.

     

    Кипр – новый игрок на рынке газа

    На сегодня, мне кажется, самой актуальной остается тема управления будущим нефтегазовым хозяйством Республики Кипр, а выбор спарринг-партнера по бизнесу уже состоялся.

    Кипру еще предстоит заявить о себе как о потенциальном поставщике СПГ в Европу и подать заявку на вступление в международный газовый картель.

    Освоение газовых месторождений – процесс более растянутый во времени, чем разработка и эксплуатация нефтяных месторождений, и пройдет не менее 15-ти лет, прежде чем Кипр начнет получать реальные доходы от экспорта природного газа. Это подтверждает, например, история становления газовой промышленности в Катаре или Австралии.

    Отсылаю заинтересованного читателя к моим заметкам на www.sb-cyprus.com и выражаю надежду на диалог по такой жизненно важной проблеме, как место Кипра на нефтяной карте мира. Поиск продолжается, он был нелегким все последние сорок лет. Вехами на пройденном пути стали скважины, заложенные в районе Мони, так и не пробурившие насквозь офиолитовые породы Троодоса. Для меня же вехой осталась первая поездка на Кипр в 1981 году, во многом определившая мою профессиональную судьбу. Связав себя с ООН после кипрской командировки, я проработал в системе еще полных 13 лет до выхода на пенсию. Жизнь продолжается в ожидании промышленного притока нефти, без которого все операции по поиску нельзя считать полностью завершенными.

     

    Юрий Пашков

    Кандидат геологоминералогических наук, бывш. завотделом института ВНИГНИ в Москве, бывш. советник ООН на Кипре.

     

     * Эта статья из архива «Успешного бизнеса» была впервые опубликована в октябре 2014 г. Обращаем внимание читателя, что с момента написания текста  часть информации могла устареть.

     

  • Read 5628 times