Как и все человеческие изобретения, прогресс, которого мы достигаем в развитии технологий, имеет двойственный характер: он может быть использован для добра. Но он может быть использован и для зла. Часто сложно понять исход ситуации по мере ее развития, но чем больше мы изучаем ее, тем больше можем понять фундаментальные факторы, которые движут прогрессом.
В этой статье аналитик Филипп Аммерман завершает свой обзор перспектив и вызовов цифровизации. Читайте начало: Часть 1, Часть 2, Часть 3.
Утопия: сценарий «Звездного пути»
В 1966 году в Соединенных Штатах вышел телесериал под названием «Звездный путь». Действие сериала происходило в будущем, и сюжет рассказывал о команде астронавтов, путешествующих в космосе на космическом корабле «Энтерпрайз». В каждой серии экипаж пытался решить сложную проблему с максимальным учетом моральных принципов.
«Звездный путь» дал миллионам людей по всему миру представление об утопическом будущем. В этом будущем человечество жило в красивых, безопасных и чистых городах на Земле и в космосе. Расизм и конфликты между людьми были устранены. За исключением нескольких враждебных персонажей, необходимых для развития сюжета, даже инопланетные виды в «Звездном пути» были дружелюбны и жили в мире с представителями человечества.
Девиз сериала «Живи долго и процветай» можно было бы принять за эвфемизм технологических достижений, над которыми работают многие инноваторы сегодня. Долголетие человека. Здоровье человека. Экономическое процветание. Технологии на службе решения важных проблем.
Однако достижение цели цифровой или технологической утопии подразумевает высокую степень централизации и общего видения развития. Государственное регулирование этой сферы должно быть внедрено не на национальном, а на глобальном уровне, особенно для предотвращения возникновения «франкенштейнов» или военных конфликтов с использованием передовых технологий.
Более того, правительства должны гарантировать, что прорывные достижения в области здоровья человека не будут патентованы и эксплуатированы олигархами, а станут общим достоянием всего человечества.
Чего бы мы могли достичь в утопическом сценарии?
• Мы нашли бы способ остановить изменение климата и сохранить экосистему нашей планеты.
• Мы смогли бы справиться с раком и множеством других ужасных заболеваний, которые нас поражают.
• Мы могли бы реализовать потенциал человека через инновации и образование на значительно более высоком уровне и с большей индивидуализацией, чем способны сделать это сегодня.
• Мы могли бы мобилизовать технологии и ресурсы для обеспечения безопасной жизни более чем 8 миллиардов людей.
Если мы посмотрим вокруг сегодня, то увидим несколько стран, которые пытаются построить технологически оснащенное, утопическое (хотя и ограниченное правилами) общество. На ум приходят Сингапур, Эстония, Швеция, Дания, а может быть, Швейцария. А также Китай, правда, в ином масштабе.
Если учесть все, с чем мы столкнулись в годы пандемии COVID и в последних военных конфликтах на Украине и в Армении, то становится очевидно, что достичь необходимого уровня эгалитарного контроля и консолидации будет трудно. Фактически, глядя на такие непохожие друг на друга страны, как Соединенные Штаты или Великобритания, мы начинаем испытывать страх — но не того, что мы движемся к утопии, а того, что мы быстро скатываемся в дистопию.
Дистопия: «Бегущий по лезвию»
Несколько лет спустя после выхода «Звездного пути», в 1982 году режиссер Ридли Скотт выпустил фильм «Бегущий по лезвию». Центральная идея этого фильма заключается в том, что к 2019 году человечество стало технологически развитым, но социально разделенным обществом, во многом похожим на то, что мы видим сегодня.
Сюжет фильма вращается вокруг главного героя, которому поручено найти и вернуть четырех сверхчеловеческих «репликантов». Это гуманоидные роботы, которые были настолько реалистичными в своей человечности, что в некоторых случаях сами не осознавали, что являются синтетическими существами, а не людьми.
Мир «Бегущего по лезвию» – дистопия. Богатые корпорации обитают в высоких башнях и передвигаются на воздушных транспортных средствах. Средний класс живет в маленьких квартирных комплексах несколькими этажами выше уровня улицы, где огромная масса представителей низшего класса ежедневно борется за выживание.
В сиквеле «Бегущий по лезвию 2049» изменение климата ускорилось, превращая большую часть западного побережья США в пустыню из песка.
Чего бы мы достигли в дистопическом сценарии? Вероятно, примерно того, что мы видим сегодня, но в гораздо больших масштабах.
• Наблюдая за сегодняшним технологическим сектором, мы видим, как преимущества технологических достижений концентрируются в руках нескольких олигополистических компаний с многотриллионной капитализацией. Они будут яростно контролировать доступ к своим решениям, и никакие финансовые штрафы или антимонопольное регулирование не смогут изменить эту ситуацию.
• По мере того, как человеческий труд все больше заменяется искусственным интеллектом и роботами, мы увидим рост безработицы. Уровень безработицы в 25-30% может стать стандартом в будущем. Большая часть населения, вероятно, будет получать базовый доход – определенный социально приемлемый уровень финансовой стабильности, сопоставимый с крайней бедностью.
• Вместо управления ради общественного блага правительства будут управлять в интересах отдельных групп. Это не так уж отличается от того, что мы видим сегодня, но стремление к централизации и контролю будет усилено, а индивидуальные права фактически исчезнут. Система социального кредита в Китае является интересным шагом в этом направлении.
• Богатые станут не просто богаче. Трансформация генома человека изменит само определение человека. Неравенство будет увеличиваться во всех его проявлениях: не только экономическом, но и биологическом.
• Наши отношения с другими людьми станут еще более искаженными. Если сейчас для нас отношения — это «настройка по умолчанию», то в дальнейшем мы будем сознательно решать, вступать в отношения или нет. Потому что цифровой мир будет более привлекательным, мы будем проводить 60-80% своего времени бодрствования там и предпочтем контроль над своим окружением вместо нестабильных межличностных взаимодействий.
То, как мы, человечество, адаптируемся и принимаем развивающиеся технологии, является сегодня для нас одним из критических вызовов. К сожалению, нет достаточных доказательств того, что мы готовы задать правильные вопросы, не говоря уже о том, чтобы работать над правильными ответами.
Как и с изменением климата, чем больше мы ждем, тем больше шансов, что мы не сможем отреагировать надлежащим образом, а это приведет к ожидаемым, но нежелательным результатам.
Известный писатель-фантаст Уильям Гибсон написал так: «Будущее уже наступило – просто оно еще неравномерно распределено».
Если мы посмотрим внимательно на общество, нашу экономику и технологические тенденции, лежащие в ее основе, мы сможем ясно видеть проблески нашего развивающегося технологического будущего. Но каким оно окажется?
Филипп Аммерман
Финансовый консультант,
директор
Navigator Consulting Group
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.