Подъемы и кризисы – две стороны экономики, имеющей по своей природе циклический характер. Беглый обзор большинства показателей валового внутреннего продукта, безусловно, подтверждает эту закономерность. Финансовый аналитик Филипп Аммерман продолжает исследование ВВП Кипра.
Начало читайте в первой части статьи.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КИПРА
Давайте рассмотрим несколько экономических графиков. На первом из них (график 2) сравниваются общие государственные расходы Кипра (гистограмма) и его общий государственный долг как доли ВВП. В 1995 году государственный долг Кипра составлял 3,7 млрд евро, в то время как текущий ВВП был 7,6 млрд евро, то есть отношение долга к ВВП – 48%. В 2021 году государственный долг Кипра вырос до 24,3 млрд евро, а ВВП – до 23,4 млрд евро. Соотношение долга к ВВП стало 104%.
Точно так же в 1995 году общие государственные расходы составляли 2,4 млрд евро при ВВП – 7,6 млрд евро, и соотношении 31%. К 2021 году общие государственные расходы выросли до 10,3 млрд евро при ВВП в 23,4 млрд евро, и соотношении 44%. Давайте посмотрим на это с другой точки зрения: с 1995 по 2021 год государственный долг вырос на 560%; государственные расходы – на 340%, а текущий ВВП увеличился на 209%.
Почему при таком увеличении государственного долга и расходов, рост ВВП такой низкий? Рассмотрим некоторые показатели инфляции. Инфляция важна по ряду причин. В частности, она учитывается при измерении текущего ВВП (в отличие от реального ВВП). Также инфляция является элементом индекса цен и заработной платы. Обычно заработная плата корректируется в сторону повышения на основе индекса стоимости жизни, который также связан с инфляцией. Таким образом, чем выше уровень инфляции, тем больше должна быть заработная плата. Домохозяйства ощущают влияние инфляции на цены, когда принимают решение о какой-либо покупке. Если цены производителей или розничные цены корректируются в сторону повышения с учетом инфляции, домохозяйства становятся более избирательными в отношении того, что они покупают.
На графике 3 показан индекс цен на жилье, составленный Центральным банком Кипра. Он отражает среднеквартальное изменение цен на все жилые помещения, как новые, так и старые; квартиры и дома во всех пяти районах Кипра. Вертикальная шкала отражает индекс изменений.
Этот индекс показывает, что с IV квартала 2016 года до I квартала 2022 года индекс цен на жилье вырос с 73,5 до 81,9 пункта, увеличившись всего на 8,4 единицы. Для сравнения, в I квартале 2010 года индекс находился на уровне 100.
Давайте посмотрим на это внимательнее. Центральный банк утверждает, что за 5 лет средняя стоимость жилья на Кипре увеличилась примерно на 8%. Может ли это быть реальным темпом роста? Почему не отразить истинную стоимость жилья? Пожалуй, ответ очевиден.
Потому, что в значительной степени показатели основываются на оценках и сделках, о которых сообщают сами их участники (покупатель и продавец). Если такие налоги, как НДС, налог на передачу собственности или аналогичные налоги, взимаются со стоимости имущества, очевидно, что существует стимул занижать реальную сумму сделки.
Занижение цен на недвижимость также уменьшает риск того, что покупателя спросят об источнике средств для приобретения жилья, если заявленная заработная плата явно ниже, чем стоимость покупаемой недвижимости.
Давайте рассмотрим также инфляцию розничных цен. На графике 4 показан индекс инфляции потребительских цен от Статистического управления Кипра (Cystat), где показатель 1992 года = 100. На графике видно, что в январе 1995 года индекс составлял 112,2, а в августе 2022 года – 193,81. Таким образом, за 27 лет индекс увеличился на 81,61 балла.
Что же мы видим? С одной стороны, нас просят поверить, что с 1995 по 2022 год потребительские цены выросли примерно на 74%. С другой – эти цифры плохо соотносятся с реальностью и даже с субъективными ощущениями. Я помню, как работал на Кипре в 1993, 1994 и 1996 годах. Цены на товары, которые я покупал, казались намного ниже, чем сейчас.
Конечно, то, что мы покупаем сегодня, отличается. Тогда не было ни интернет-подписки, ни мобильных телефонов, ни охранной сигнализации, ни Netflix, ни тем более путешествий. Все это новые расходы, которые несопоставимы с тратами в прошлом. И все же, если взять инфляционное влияние только одного евро и сравнить сопоставимые покупки, я уверен, что с потребительской точки зрения цены увеличились гораздо больше, чем на 74%.
Есть еще одна интересная деталь. Если рост индекса потребительских цен составляет 74%, а текущий ВВП увеличился на 209%, то 35% прироста ВВП произошло за счет инфляции. Таким образом, наши фактические экономические показатели даже ниже общего показателя в 209%.
Филипп Аммерман
Финансовый консультант, директор Navigator Consulting Group Ltd
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Окончание следует.