Андрей Яранцев: «Мобильные игры – это самый прозрачный и бескомпромиссный бизнес»

Андрей Яранцев, CEO и сооснователь инвестиционной компании Steam Power и студии мобильной разработки Pump Games, поделился своим видением мобильного гейминга, секретами создания прибыльных продуктов и команды вокруг них, а также объяснил, почему большие инвестиции – это только часть успеха проекта.

Андрей, расскажите как к вам пришла идея создания Steam Power и чем именно занимается ваша компания?

Все началось после моего ухода из Melsoft в 2023 году. Многие в моем окружении ожидали, что я перестану заниматься операционным управлением, открою вместе с партнерами игровой венчурный фонд и займусь инвестиционной деятельностью. У нас уже были необходимые знания и опыт для этого. Однако, немного порефлексировав, мы решили заниматься тем, в чем уже достигли максимальной эффективности с точки зрения навыков и наработок. Поэтому в Steam Power мы работаем в необычном для венчурной индустрии формате.

Чем именно вы отличаетесь от традиционных инвестиционных компаний?

Дело в том, что венчурные инвесторы в играх часто похожи на PE-фонды – им требуется видеть MVP (minimal viable product, минимально жизнеспособный продукт – прим. ред.) с начальными метриками. Их можно понять — игра, чтобы стать хитом, помимо лучших показателей в своей нише, должна также обладать таким сложно измеряемым параметром, как фан. А фан в игре невозможно гарантировать объемом финансирования. Иначе, например, Amazon с ее уровнем инвестиций в игры должна была бы уже давно стать #1 в индустрии. Перед тем как в игровую студию приходит успех, обычно требуются годы для сплочения команды и формирования особой креативной атмосферы внутри. Кто-то проходит этот путь за 2-3 года, а кому-то и 5 лет мало.

Кроме того, фонды обычно инвестируют в самые успешные проекты. Однако, если проект не демонстрирует ожидаемых результатов, они быстро переключаются на поиски новых перспективных «звезд». Таким образом, у них «подвисает» некоторое количество продуктов в портфеле, которым всё чего-то не хватает для роста и масштабирования.

И тут на сцену выходит Steam Power?

Именно! Фондам из-за постоянной фандрайзинговой гонки некогда изучать причины провисания. Мы в Steam Power как раз вместе с фаундерами углубляемся в детали и разбираемся в том, что и почему не работает внутри проекта. Наши сильные стороны: настройка бизнес-процессов, паблишинг, лайв-опс и эксперименты. Эти навыки позволили нам добиться успеха с Melsoft Games в 2015 году и с Family Island в 2019 году. На основе этого опыта мы в 2023 году и создали Steam Power, проинвестировали в несколько проектов и продолжаем активно искать новые возможности на рынке, поддерживая постоянное общение с коллегами в отрасли.

То чем вы занимаетесь – насколько это частое явление для геймдев-рынка?

Это пока скорее «бутиковая» история. Мы запустились летом 2023 года. За это время удалось отсмотреть пару десятков предложений. Это были и команды со своей игрой, и игровые паблишеры. Сейчас мы сотрудничаем full-time с одной из студий – помогаем команде в работе над проектом. Ещё с парой команд, которые ведут разработку свои игр, у нас есть договоренность: как только они добьются здоровых для рынка метрик, мы подключимся к масштабированию.

У вас также есть и своя студия мобильной разработки – Pump Games?

Да. Инвестиции – вещь малопредсказуемая, а в мобильном гейминге важно не стоять на месте. Поэтому в 2023 году мы заодно открыли Pump Games. В ней мы занимаемся другим любимым делом – созданием собственных мобильных продуктов и проверкой возникающих время от времени гипотез. Это позволяет команде оставаться в курсе последних тенденций рынка и адаптироваться к стремительно меняющимся технологиям. Особое внимание мы уделяем развитию нашего «бэкенд-движка» – комплекса микросервисов, предоставляющего мобильным играм «из коробки» широкий спектр функционала: игровую аналитику, сегментацию пользователей, систему предложений, календарь событий, A/B тестирование и многое другое.

Поэтому, если к нам обратится команда с игровым проектом, и у этого проекта будут приличные базовые показатели, но возникнут трудности с быстрым масштабированием, то мы сможем предложить не только наш опыт и возможное финансирование, но и технологии!

Почему именно мобильные игры стали вашим фокусом? Например, в Wargaming вы занимались крупными PC-проектами.

Мобильные игры – это, на мой взгляд, самый прозрачный, а значит честный рынок. Он трудный, но открытый для всех. Любой разработчик с помощью рыночной аналитики может узнать всё о любом приложении или игре: историю обновлений, влияние каждого обновления на доходы и скачивания, отзывы пользователей. Сделав реверс-инжиниринг приложения и проанализировав трафик, можно понять используемые технологии и примерную архитектуру системы. Анализируя маркетинговые креативы, можно понять какая реклама у конкурента хорошо работает. Если у кого-то что-то сработало, через 3-6 месяцев это появится у всех.

Это бескомпромиссная битва: либо ты много экспериментируешь, быстро адаптируешься и зарабатываешь больше всех, либо ты отстаешь. В PC и консольных играх такого гораздо меньше. Инструменты закупки и аналитики там отстают от мобильного рынка на много лет. В этих сегментах больше внимания уделяется созданию крутого бренда, который будет долгие годы привлекать аудиторию. В мобильных играх много инженерной работы, похожей на Формулу-1: кто лучше сможет применить современные технологии, тот и выиграет.

Какие ключевые моменты вы бы выделили в создании успешного продукта?

Точного рецепта успеха нет, но часто это комбинация нескольких факторов – правильный выбор рыночной ниши, сплоченная команда с нужными навыками и, конечно, немного удачи. Не менее важный элемент – глубина продукта. В современном мире всё происходит быстро, у людей нет времени читать длинные тексты и часами вникать в сюжет. Поэтому для хороших игр важно уметь подстроится под разный ритм, дать игроку удовольствие от короткой игровой сессии и при этом обладать достаточно глубокой мета-игрой, чтобы удерживать интерес годами.

Как вы формируете команду для работы над проектами?

Выбор правильных людей для команды критически важен. На мой взгляд надо искать тех, кто может дополнить команду, но при этом сохранит свою индивидуальность и уникальное видение, тем самым расширяя общую картину мира. Хорошо, если вас будут окружать взрослые личности, которые не впадают без вас в тревогу и принимают мир со всеми его несовершенствами. Идеально, если у вас одинаковые ценности, вы постоянно учитесь, двигаетесь вперёд, проявляете любопытство и не застреваете в прошлом.

Остается открытым один вопрос: как среди принимающих решения увеличить число людей с предпринимательским мышлением. Часто без него коллеги не выдерживают стресса и давления авторитетов других членов команды. Исторически так сложилось, что в инженерной культуре довольно мало тех, кто умеет взвешивать и выбирать среди множества вариантов решений именно те, которые дадут максимальный бизнес-эффект. Вот тут нам потребуется еще немало обучения, терпения и такта во время продуктовых обсуждений!

У вас очень широкий круг интересов – ученая степень по физике, вы занимаетесь разными проектами за пределами геймдева, да ещё и семья. Как вам удается все успевать и избегать профессионального выгорания?

Не могу сказать, что мне всегда удается его избежать, скорее это больше похоже на синусоиду со взлетами и падениями. Я не всегда всё успеваю, иногда приходится просить помощи у семьи и договариваться о том, что у меня впереди напряженный период и нужно временно уделить больше внимания работе. Мы находим общий язык, и это огромная помощь. Думаю, что это самый важный навык – уметь договориться. Не только с супругой, но и с партнерами, коллегами, даже с детьми. Объяснение ситуации помогает скорректировать ожидания и снять недопонимание.

В конце концов, наш внутренний мир и отношение к работе, семье, жизни в целом играют ключевую роль в предотвращении выгорания. Важно научиться находить баланс внутри семьи, потому что именно близкие могут сильнее всего влиять на наше эмоциональное состояние. В остальных аспектах жизни всегда есть возможность изменений и поиска новых путей.

В заключение расскажите, каковы ваши планы и видение будущего для Steam Power и Pump Games?

Для меня это марафон, а не спринт. Мне очень важно, с кем бежать эту дистанцию, чтобы всем участникам «забега» удавалось ловить драйв. Не факт, что будет просто, но точно будет интересно. Мы постоянно работаем над формулой успеха и стремимся внедрять предпринимательский дух среди наших коллег и партнеров. Уверен, что несмотря на сложности, перед нами открыты большие возможности для роста и развития.

 

  • Read 3 times