В этой статье мы рассказываем читателю о человеке, который, согласно Конституции республики Кипр, принимает на себя обязанности президента, если тот отсутствует в стране или не может исполнять свой долг. Он же координирует работу главного законодательного органа страны – Парламента Кипра. К своим обязанностям председателя парламента Димитрис Силлурис приступил ровно год назад, в июне 2016. Во время разговора мы попытались разобраться в том, что за этот год сделано и что ещё планируется изменить в работе парламента.
– Мы встречаемся в день, когда Президент Кипра Никос Анастасиадис находится за рубежом. Значит, по протоколу, вы – первое лицо в стране. Как вы относитесь к тому, что иногда вы замещаете президента? Что вы чувствуете?
– Ответственность. Прежде всего, необходимость принимать правильные взвешенные решения. Приведу пример. Президент Анастасиадис был далеко за пределами Кипра, в Монголии, когда 15 июля прошлого года в Турции произошел переворот. Мне пришлось самостоятельно и быстро принимать решения.
– События в Турции могли как-то серьёзно повлиять на Кипр?
– Конечно, ведь на Кипре находится около 40 000 турецких военных. Нужно было подготовиться к любому варианту развития событий. Я ещё долго буду помнить тот день – он для меня стал настоящим испытанием на посту председателя парламента и в роли человека, который должен принимать непростые политические решения.
– Какое наибольшее изменение произошло в вашем распорядке, в вашей личной и трудовой жизни с тех пор, как вы возглавили парламент? Вы всегда были в политике, и партия ваша была в парламенте, но все же, что изменилось именно за прошедший год?
– Теперь я должен быть более объективным, не спешить высказывать свою точку зрения, а сначала выслушать всех оппонентов. Я долгое время был лидером партии и депутатом, теперь же я должен координировать работу всех членов парламента и его комитетов, моя работа влияет на весь диапазон политической жизни страны. Я должен прислушиваться не только к мнению лидеров различных партий, но и принимать во внимание позицию общественных, государственных организаций и даже отдельных людей.
Кроме того, у председателя парламента есть масса повседневных обязанностей, среди которых – встречи с иностранными лидерами, министрами, депутатами, членами комитетов, использование инструмента парламентской дипломатии...
– Также важно удерживать баланс внутри парламента между разными интересами и разными партиями. Это, наверное, самое сложное – быть объективным?
– Действительно, необходимо быть объективным и честным. Честность не имеет полутонов – нельзя быть немного честным или частично порядочным. Чтобы тебе доверяли, нужно ещё быть очень и очень осторожным – с каждым произносимым словом, с каждым шагом и принимаемым решением. Думать приходится обо всём, начиная со времени, которое вы предоставляете кому-то для выступления на сессии, и до того, как вы модерируете речь парламентария, прерываете ли его, следите ли за тем, чтобы он придерживался темы и не выходил за рамки цивилизованного обсуждения проблемы. Однако поведение председателя во время заседания – это только небольшая часть работы. Основная же часть айсберга не видна: 90% – это изучение документов, беседы с десятками, порой сотнями людей еженедельно.
– Чем вы особенно гордитесь из того, что вы уже сделали на посту председателя парламента? Что, по-вашему, оказало наибольшее влияние на парламент и страну в целом?
– Мы в процессе создания электронного правительства, и – в свою очередь – электронного парламента. На мой взгляд, 16 июля станет днём большого прорыва: именно тогда Парламент Кипра «обретёт независимость» от компьютерной системы правительства. Мы присоединимся к облачному сервису и увеличим скорость интернета и внутренней коммуникации в десять раз.
– Что это будет значить для Парламента Кипра?
– Скорость работы станет больше, сократится бумажная волокита. Словом, парламент станет работать более продуктивно. Первый шаг на этом пути – появился электронный доступ к тысячам документов. Среди нововведений и электронное голосование.
– Была ли уже испробована новая система?
– Да, мы уже пользуемся этим нововведением несколько месяцев. Поначалу были некоторые технические проблемы, однако теперь всё отлажено. Ещё одно изменение в работе парламента – перенос парламентского заседания на утро пятницы (раньше заседание проходило по четвергам в послеобеденное время – прим. ред.). У членов парламента появился дополнительный день на подготовку, а значит, продуктивность работы депутатов повысилась, почти все они присутствуют на заседании. В среднем из 56 депутатов в пятничном заседании участвуют 50.
– Чем обусловлена такая перемена в отношении ваших коллег к заседаниям?
– Сразу несколькими факторами. Мы поменяли день заседания. Мы также стали применять положения Конституции касательно присутствия или отсутствия членов парламента на заседании – пусть и в мягкой форме на данном этапе. Кроме того, мы провели технологическую модернизацию. Наконец, мы находимся в процессе создания новых правил. В частности, я намерен внести предложение о сокращении количества парламентских комитетов с 16 до 12. Это поможет парламенту работать более оперативно. Нас всего 56 человек, и депутатам сложно присутствовать на всех заседаниях. Если мы сократим число комитетов, то посещаемость вырастет.
– Многие считают, что парламент чересчур медленно принимает решения. Перечисленные вами нововведения помогут ускорить процесс рассмотрения вопросов и вынесения решений по ним?
– Безусловно. Для сравнения: раньше у парламентариев было три дня на подготовку к заседаниям. Теперь – четыре. Комитеты больше работают, больше успевают.
– Что бы вы хотели успеть сделать до начала летнего перерыва в работе парламента? Есть ли на повестке какие-то важные вопросы, которые требуют незамедлительного решения?
– Да, это нормативно-правовая база для новой национальной системы медицинского страхования. Я считаю, что этот состав парламента и особенно председатель парламентского Комитета по вопросам здравоохранения проделали большую работу, и законодательная база будет готова к концу июня*.
– Почему все так бурно обсуждают эту систему? В чём её неоднозначность и противоречивость?
– Введение новой системы медицинского страхования – это радикальная перемена. Благодаря ей мы поменяем всю систему государственных услуг здравоохранения. На практике это означает, что необходимо определить, как распоряжаться миллиардом евро на благо граждан Кипра. Именно этот вопрос представляется наиболее важным. Вот уже 17 лет обсуждается эта система, нынешний парламент с самого начала своей работы делает всё, чтобы принять это важное решение. И мы его примем!
– Как парламент справляется с кризисными ситуациями? Пример – недавняя всеобщая кипрская забастовка учителей начальных школ**.
– Парламент в таких ситуациях может выступать лишь в роли посредника. Забастовка обычно регулируется между исполнительной властью – правительством – и бастующими.
– Но в случаях, когда обстановка накаляется, парламент все равно будет голосовать, или депутаты предпочтут подождать, пока ситуация не разрядится?
– Если законопроект доходит до парламента, мы выполняем свою работу. Если же правительство решает отозвать проект – это уже другой вопрос. Одно из нововведений в работе парламента состоит в том, чтобы рассматривать законопроекты, которые занесены в список и ждут своей очереди уже много лет. В противном случае они будут удаляться из списка ожидания. Другими словами, с практикой, когда законопроекты годами пылились на полках, отныне покончено.
– Это, безусловно, перемена к лучшему. Как вы определяете, какие законопроекты уже не имеет смысла рассматривать?
– Мы ещё не составили список критериев, однако моё предложение, которое уже реализуется на практике, состоит в следующем: на первом этапе каждый комитет должен обсудить свои законопроекты исходя из того, как давно, в каком году поступили в парламент эти документы. Когда комитеты три раза подряд отказываются от обсуждения законопроекта, я вмешиваюсь и прошу объяснить задержку с их стороны. Затем по результатам обсуждения с членами того или иного комитета я как председатель парламента вправе либо внести обсуждение законопроекта в повестку дня, либо же вовсе отклонить его.
– Вы занимались европейскими делами в период присоединения Кипра к ЕС в 2004 году, являясь вице-председателем совместного парламентского комитета по делам Кипра и ЕС с 1997 по 2004 гг. Каковы, по-вашему, наиболее существенные изменения после присоединения Кипра к Евросоюзу?
– Главная перемена состоит в том, что после вступления в ЕС мы должны были внедрить европейскую законодательную базу в нашу правовую систему. К примеру, мы не можем больше применять наказание в виде смертной казни (раньше в Конституции Кипра такая глава была), так как ЕС против такой политики. Этот очень важный процесс был завершён ещё до вступления в ЕС в 2004 году.
– А сейчас что для вас является приоритетным? Назовите три вопроса, требующих безотлагательного решения.
– Наиболее актуальная тема – это организация мероприятия, в рамках которого пройдёт обсуждение с общественностью четвёртой промышленной революции. Событие запланировано на 22 июня. Мы поговорим о том, как развивается наше общество, что нас ждёт как в плане совершенствования электронных технологий, так и в социальной сфере. Моя цель – инициировать диалог о том, как развивается мир. Мы наблюдаем прорыв в областях электроники, биологии и физики. Человечество впервые столкнулось с тем, что эти три сферы пересеклись. Второй приоритет – внедрение новых правил работы парламента, включая сокращение числа комитетов, и, наконец, третья важная цель в этом году – модернизация системы электронного управления.
– Как депутаты относятся к грядущим технологическим изменениям? Для многих из них весьма сложно – по разным причинам – переключиться на новую прогрессивную систему…
– Я разработал систему, согласно которой 51% успеха в деле внедрения электронного парламента обеспечивается проведением обучающих тренингов среди депутатов и сменой их культуры мышления.
– Давайте поговорим лично о вас. Как вы проводите летнее нерабочее время?
– Обычно я уезжаю на две-три недели в отпуск, чаще всего в Грецию.
– Что помогает вам восстановить силы, «зарядить батарейки»?
– Покой (смеётся). Обычно в отпуске я избегаю шумных мест и даже машин, стараюсь не планировать день, а просто плыть по течению. А вот отключить телефон не получается, особенно сейчас.
– У вас четверо детей. Как складывается их жизнь? Готовы ли они пойти по стопам отца?
– Нет, мои дети не хотят быть вовлечёнными в политику. Они свободны в своём выборе, и я не хочу что-то им советовать или навязывать в этом вопросе.
– Почему? Политиком быть тяжело?
– Тяжело. Но всё зависит от характера человека. Если бы я заново родился, я бы пошёл по тому же пути.
– Как вы думаете, помогает ли вам профессия инженера-строителя в организации работы в парламенте?
– Вы знаете, в чём-то действительно помогает. К примеру, у меня математический склад ума и я весьма реалистично смотрю на вещи. Сначала я пытаюсь чётко обозначить проблему, а уже потом искать пути её решения.
– В заключение, что бы вы хотели сказать русскоговорящим людям, живущим на Кипре? Многие из них имеют право голосовать и интересуются политической жизнью острова.
– Я бы призвал их не просто следить за изменениями, но и активно участвовать в жизни страны. Моя дверь всегда открыта для представителей этой группы населения, я готов обсудить любые вопросы. Они должны являться активной и равноправной составляющей кипрского общества, не чувствовать себя здесь гостями с временной пропиской, а быть русскоговорящими киприотами.
БИОГРАФИЯ
Родился 27 июля 1953 года в Потамии (Никосия). Изучал гражданское проектирование в Северовосточном Лондонском политехническом университете в Великобритании. По профессии – инженер-строитель.
В парламенте представлял избирательный округ Никосии от ДИСИ в 1991 – 2004 гг., был независимым кандидатом в 2004–2005 гг., от Европейской партии в 2005 – 2016 гг., с 2016 – от движения «Солидарность». В июне 2016 года назначен на должность председателя парламента.
Работал в различных парламентских комитетах, в 2003 году был наблюдателем в Европейском парламенте и членом политической группы Европейской народной партии.
В 2005 году основал и возглавил Европейскую партию Кипра (ЕВРОКО). Член Национального совета и Научно-технической палаты Кипра (ETEK).
Женат на Антигони Николаиду. Четверо детей – три дочери и сын.
_________________
* Законопроект по изменению системы здравоохранения принят 16 июня. Согласно ему, с 1 марта 2019 года сотрудники начнут вносить в фонд до 1,7% своей зарплаты. Взнос работодателей составляет 1,65%, а для предпринимателей эта цифра установлена на уровне 2,55%. Пенсионеры и не имеющие трудовых доходов люди будут платить 1,7%.
Через год, с 1 марта 2020 года, размер взносов увеличится: 2,65% для сотрудников, 2,9% для работодателей, 4,55% для государства и 4% для предпринимателей. Взнос пенсионеров и людей, не имеющих трудовых доходов, составит 2,65%.
Получить первичную медико-санитарную помощь можно будет через Организацию медицинского страхования, которая будет управлять фондом, с 1 июня 2019 года. НСМС заработает в полную силу с 1 июня 2020 года. – прим. ред.
** 8 и 15 июня учителя начальных школ Кипра провели две забастовки в разных районах страны. Причина недовольства профсоюза учителей начальных классов POED – новые правила найма на работу, разработанные министром образования Костасом Кадисом и недавно одобренные парламентом – прим. ред.