Миллиарды евро ускользают из-за недостатков законодательства

  • Вторник, 16 декабря 2025 12:51
    • Фото freepik.com Фото freepik.com

    Кипр добивается успехов в области налогообложения, но миллиарды евро по-прежнему ускользают сквозь лазейки. Европейская комиссия указывает на скрытые недостатки в сборе подоходного налога и обширную теневую экономику, скрывающиеся за высокими показателями НДС.

    Кипр стал одним из лидеров ЕС по соблюдению требований НДС, но ему по-прежнему не хватает базовых инструментов для измерения потерь доходов из-за несоблюдения требований по подоходному налогу с физических и юридических лиц. Это «слепое пятно», которое Европейская комиссия связывает с крупной теневой экономикой страны.

    Таковы одни из ключевых выводов отчета Еврокомиссии Mind the Gap по странам ЕС, в котором анализируются пробелы в соблюдении налогового законодательства а также указывается, где государства-члены улучшают ситуацию, а где сохраняются уязвимости.

     

    Налоговый разрыв

    В отчете указывается, что дефицит соблюдения требований НДС на Кипре в 2023 году составил около 100 млн евро, или 3% от общей суммы налоговых обязательств по НДС – значительно ниже среднего показателя по ЕС в 9,5% и является третьим самым низким показателем в ЕС. В докладе также отмечается устойчивое снижение дефицита за последние пять лет, с 11% в 2019 году, включая падение на три процентных пункта в период с 2022 по 2023 год.

    Однако, хотя показатели НДС представлены как относительный успех, Комиссия подчеркивает, что Кипр официально не оценивает и не публикует национальные налоговые разрывы, и что ей неизвестно о каких-либо мероприятиях по оценке разрывов по подоходному налогу с физических лиц или корпоративному налогу со стороны кипрских властей.

     

    Теневая экономика, незадекларированная работа и разрывы по подоходному налогу

    Одним из вероятных факторов, как предполагает доклад, является незадекларированная работа. В документе приводятся оценки, согласно которым теневая экономика Кипра в 2022 году составляла 23,9% ВВП – значительно выше среднего показателя по ЕС – и указываются такие распространенные модели, как выдача зарплат «в конверте», занижение доходов самозанятыми и незадекларированная подработка, особенно в таких секторах, как строительство, гостиничный и ресторанный бизнес, сельское хозяйство и розничная торговля.

    В документе также обращается внимание на налоговую структуру Кипра. Общие налоговые поступления в 2023 году были ниже среднего показателя по ЕС (37,4% ВВП против 39%), несмотря на то, что Кипр продемонстрировал один из самых больших приростов налоговых поступлений с 2010 года (примерно на пять процентных пунктов). НДС играет необычайно важную роль в налоговой структуре: поступления от него составили на Кипре 25,4% от общих налоговых поступлений по сравнению со средним показателем по ЕС в 18,3%.

    Комиссия добавляет, что, хотя налоги на труд относительно прогрессивны, способность системы налогообложения и социальных выплат снижать неравенство является одной из самых низких в ЕС, отчасти потому, что на Кипре нет налога на богатство, наследство или дарение, а прирост капитала в принципе не облагается налогом.

     

    Использование технологий

    Цифровизация рассматривается как важная область прогресса и потенциальный рычаг для устранения пробелов в соблюдении налогового законодательства. В докладе подчеркивается запуск в 2023 году интегрированной системы «Tax for All», призванной заменить разрозненные устаревшие платформы и дать налоговым органам единое представление о налогоплательщике для мониторинга и проверок. Кипр планирует добавить больше элементов искусственного интеллекта к концу 2025 года.

    В отчете также отмечаются очень высокие показатели электронной подачи деклараций, включая 100% для деклараций по НДС в 2023 году и 99,9% для деклараций по подоходному налогу с физических лиц, что выше среднего показателя по ЕС.

    Однако Комиссия утверждает, что ряд инструментов все еще отсутствуют или недостаточно разработаны. Например, Кипр мог бы извлечь выгоду из более строгих предварительных проверок перед регистрацией НДС, более систематического отслеживания номеров VIES и продолжения работы по улучшению своевременной подачи деклараций с использованием критериев, основанных на оценке рисков.

    Также отмечается, что функции управления задолженностью в новой системе все еще находятся в стадии разработки. При этом налоговая администрация Кипра не имеет формальной стратегии взыскания налогов, не публикует отчет о взыскании и не предоставила данных о национальном уровне взыскания по искам, касающимся НДС, подоходного налога с физических лиц и корпоративного подоходного налога, в ходе исследования 2025 года.

     

    Недостатки и упущенные миллиарды

    Еще одним серьезным недостатком, согласно документу, является то, как Кипр обрабатывает трансграничные данные в соответствии с Директивой об административном сотрудничестве (DAC). Сообщается, что показатели сопоставления данных для физических лиц значительно ниже среднего показателя по ЕС: около 45% для DAC1 и 14% для DAC2, по сравнению со средними показателями по ЕС в 84% и 87%. Комиссия объясняет ограниченные результаты проблемами транслитерации и ограниченными ресурсами, выделяемыми на обработку поступающих данных, а также отмечает очень ограниченное использование DAC3 и DAC4 и лишь выборочное использование DAC6.

    В докладе, посвященном «пробелам» в налоговой политике, подчеркивается масштаб упущенной выгоды из-за освобождения от НДС и снижения ставок. По оценкам, дефицит в налоговой политике составляет 41% от предполагаемой идеальной выручки в 2023 году – около 2 млрд евро – при этом дефицит в виде освобождения от НДС составляет 26% (около 1 млрд евро), а дефицит в виде снижения ставок – примерно 800 млн евро (15%). Добавляется, что введение сниженных ставок НДС для основного жилья и отдельных товаров отражается в этих цифрах.

    В докладе указываются проблемы с прозрачностью отчетности Кипра о налоговых льготах. Хотя Кипр включает отчетность о налоговых льготах в бюджетное приложение, Комиссия отмечает, что охват ограничен, сопоставимость слабая, и практически отсутствует информация о том, оцениваются ли меры по смягчению налоговой нагрузки на предмет их эффективности.

    Наконец, Комиссия отмечает недавние шаги по ужесточению правил корпоративного налогообложения – особенно в отношении исходящих платежей – как прогресс в устранении пробелов в налоговой политике. Напомним, что с 1 января 2026 года Кипр планирует применять принцип невычета процентов и роялти в отношении юрисдикций с нулевым и низким налогообложением, а также вводит налог у источника выплаты дивидендов. Налог у источника выплаты процентов, дивидендов и роялти, выплачиваемых юрисдикциям, включенным в так называемый «черный список» не сотрудничающих с ЕС, действует с 2023 года.

    Текст подготовлен по материалам Fast Forward. 

     

    Читайте также:

    ЕС одобряет фискальную политику Кипра

    Увеличение необлагаемого дохода и другие поправки к налоговой реформе

     

  • Read 420 times