Финансовая политика кипрского правительства должна помогать ослабить инфляционное давление на население, считают эксперты Международного валютного фонда. Свои рекомендации стране они сформулировали в новом отчете.
В то время как в 2022 году динамику инфляции определяли внешнеполитические события, в этом году многое будет зависеть от внутренних решений. Финансовая политика должна бороться с инфляцией, одновременно защищая уязвимые домохозяйства, которые непропорционально сильно пострадали от кризиса стоимости жизни. Однако расходы в бюджете Кипра на 2023 год достаточно ограничены, чтобы помочь сдержать инфляционное давление. «Любые пересмотры пособия на увеличение стоимости жизни в сторону повышения приведут к риску сохранения высокой инфляции и структурному ослаблению экономики», — говорится в отчете. Для государственного сектора пересмотр пособия в сторону повышения еще больше увеличил бы и так относительно высокие расходы на заработную плату госслужащих и сократил бы бюджетные средства, одновременно сделав финансовую политику более проциклической. Для частного сектора этот механизм не учитывает изменения в производительности и снижает способность адаптироваться к неблагоприятным потрясениям, ослабляя устойчивость экономики и конкурентоспособность.
Анатомия кипрской инфляции
Как говорится в отчете МВФ, инфляция на Кипре находилась под сильным влиянием отраслевых и внешних потрясений, но со временем приобрела более широкий характер. Кризисы, главным образом из-за ограничений в туризме, внешнего давления и роста цен на энергоносители, оказали большее влияние, чем в остальной части еврозоны, что отражает небольшие размеры Кипра и его зависимость от импорта.
Ключевыми факторами инфляции были цены на энергоносители. Цены на нефть упали во время пандемии, но начали восстанавливаться по мере ослабления ее последствий и резко возросли после начала событий на Украине. В результате общая инфляция достигла пика более чем в 10% в июле 2022 года, при этом цены на энергоносители увеличились на три процентных пункта, а цены на перевозки — на четыре процентных пункта.
Туризм больше, чем другие виды деятельности, пострадал от ограничений на передвижения во время пандемии и других мер по сдерживанию распространения коронавируса, но значительно восстановился, когда ограничения были сняты. Цены на туристические услуги (особенно в отелях и ресторанах) сначала упали, а затем резко выросли, что привело к резкому росту инфляции на три процентных пункта. На Кипре эта реакция (особенно падение цен во время пандемии) была намного сильнее, чем в остальной части еврозоны, поскольку доля отелей и ресторанов в потребительской корзине Кипра значительно выше. Спрос со стороны туристов также способствовал падению и последующему росту цен на перевозки.
Базовая инфляция — то есть без учета цен на продовольствие и энергоносители — имела тенденцию к росту, прежде чем немного снизиться в последние месяцы.
Рост зарплат — тоже проблема
На Кипре наблюдается сильное влияние инфляции на заработную плату. Анализ показывает, что рост инфляции на 1% приводит к повышению заработной платы в частном секторе на 1,4%, а в государственном секторе — на 2,3%. Это значительно выше, чем в большинстве стран ЕС с развитой экономикой.
Ожидается, что в этом году давление на заработную плату усилится, что усугубляется напряженностью на рынке труда. Уровень безработицы можно назвать удовлетворительным, а соотношение числа вакансий к числу безработных по-прежнему остается высоким. В то время как в первом квартале 2019 года на сотню безработных приходилось всего тридцать вакансий, в первом квартале 2022 года их было более девяноста, а в четвертом квартале — шестьдесят. Дефицит наиболее остро ощущается в профессиях, связанных с туризмом, но рост числа вакансий носит массовый характер.
С ростом заработной платы норма прибыли предприятий может сократиться, но прогнозы по ценам производителей предполагают, что снижения маржи будет недостаточно для сдерживания инфляционного давления. До сих пор корпоративные прибыли на Кипре оставались выше уровня, существовавшего до пандемии, и выше, чем в остальной части еврозоны.
Инфляция июня – самая низкая за два года
Прибыль в потребительском секторе удвоилась