Что происходит с госдолгом Кипра? Хватит ли денег на его обслуживание? Этот вопрос возник на фоне дефолта по государственным обязательствам Шри-Ланки и перспектив развития подобного же сценария в Египте и некоторых других странах Восточного Средиземноморья.
Сколько Кипр должен миру?
Государственный долг Кипра остается высоким, хотя наблюдается стабильная тенденция к его сокращению. Об этом сообщает Статистическая служба. В марте госдолг составил 25,16 млрд евро. Для сравнения, в феврале этого года он был 25,23 млрд евро, а в марте 2021 года ― 26 млрд.
Меньше туристов, недобор налогов
Напомним, в середине апреля министр финансов Константинос Петридис во время своего выступления в парламенте заявил, что пока сложно прогнозировать, какое влияние события на Украине окажут на госдолг Кипра. При этом и глава Минфина, и генеральный аудитор тогда заверили парламентариев, что в нынешних обстоятельствах государство может эффективно управлять государственным долгом. Но понятно, что ситуацию они не контролируют: если ЕС введет запрет на юридическое и бухгалтерское обслуживание граждан России, Кипру такой удар не выдержать. Уже сейчас ограничения на обслуживание россиян в банках, прекращение авиасообщения, проблемы с поставками зерна и топлива оказывают большое влияние на островную экономику.
Полмиллиарда в год
Республика Кипр ежегодно выплачивает проценты в размере 400-500 млн евро для обслуживания своего государственного долга. Госдолг составляет 103% от ВВП, но по прогнозам Минфина к концу 2022 года сократится до 94% от ВВП, а к 2025 году ― до 75%.
Как сумма госдолга менялась в последние годы?
В 2019 году размер госдолга был 21 млрд евро,
в 2020 ― 24,9,
в марте 2021 ― 26 млрд,
в декабре того же года ― уже 24,3 млрд евро,
в феврале 2022 года ― 25,23 млрд евро,
в марте этого года ― 25,16 млрд евро.
Хватит ли денег?
По данным Офиса по управлению государственным долгом, ликвидные активы республики превышают потребности в финансировании на 2022 год.
Правительство также недавно объявило, что оно готовит выпуск так называемых «зеленых облигаций» ― ценных бумаг, финансирующих природоохранные проекты. Министр финансов был уполномочен провести всю необходимую подготовку для успешной реализации этого проекта. Цель выпуска ― привлечь 0,5-1 млрд евро для финансирования проектов «зеленой» экономики. Размещение этих облигаций ожидается в начале 2023 года.
Что происходит в мире?
Шри-Ланка может стать первой ласточкой дефолтов слаборазвитых островных государств в Индо-Тихоокеанском регионе, которые столкнулись с последовательными ударами в виде пандемии, подорвавшей туристический бизнес, а затем последующей вспышки инфляции.
Проблемы Шри-Ланки стали предупреждением для государств с внушительным внешним долгом, слабой внутренней экономикой и высоким уровнем недовольства граждан.
Повсеместный рост цен на продукты питания и энергоносители уже начал пагубно сказываться на ситуации в Египте, Тунисе и Перу. Ближайшими последователями Шри-Ланки, по мнению экспертов Bloomberg, могут стать Пакистан, Эфиопия и Гана.
США усомнились в необходимости продления лицензии на обслуживание госдолга России из арестованных валютных резервов. 25 мая Вашингтон не намерен продлевать ее, заявила глава американского Минфина Джанет Йеллен. То есть деньги, заблокированные за пределами России, больше не могут идти на обслуживание внешнего долга страны. Западные страны заморозили около половины золотовалютных резервов ЦБ РФ — порядка $300 млрд. Западные СМИ ожидали, что Москва перестанет платить по внешним облигациям, но этого не произошло. Россия выполняет свои обязательства в полной мере и в срок.
В Европе продолжает усиливаться внутренний раскол в связи с введенными санкциями в отношении России. Связано в это в первую очередь с тем, что даже самые сильные экономики не выдерживают давления, связанного с последствиями введенных ограничений.
Что случилось в Шри-Ланке?
Два предыдущих года пандемии и закрытых от туристов границ оставили остров без валюты. Оказалось, что именно иностранцы, в том числе и россияне, привозили и тратили основную часть наличных долларов в отелях и ресторанах на местных пляжах. Ни знаменитый цейлонский чай, экспорт которого падал с каждым годом, ни текстильная промышленность (Шри-Ланка – одна из мировых "швейных мастерских"), ни продажа знаменитых цейлонских сапфиров не могли обеспечить страну валютой для закупки необходимых товаров. А покупал остров практически все.
Взрывной рост цен на энергоносители с началом украинского конфликта привел к дефициту бензина – в многодневных очередях на заправках начали умирать люди. Отключение электричества при плюс 40 означает невозможность хранить продукты питания. Валютные резервы иссякли – страна перестала закупать жизненно необходимые медикаменты. К апрелю сумма внешнего долго Шри-Ланки составляла 51 миллиард долларов, 7 миллиардов нужно было заплатить только за его обслуживание. Впервые с момента независимости ланкийское правительство объявило дефолт.
"Идеальный шторм", пример долговой ловушки и безграмотного управления – чем на самом деле стал "ланкийский синдром", сказать невозможно – кризис на острове только начинается. А в регионе гадают: кто следующий? И один из кандидатов – Непал. Там ситуация с конца февраля развивается по тому же сценарию.
Подготовлено по материалам портала Stockwatch, газеты “Ведомости”, агентства АИС.