Группа из 136 стран ОЭСР окончательно договорилась о введении минимальной ставки налога на прибыль для крупных компаний в размере 15%. Кипр поприветствовал это решение.
Настоящая договоренность призвана положить конец практике налогообложения некоторыми странами доходов международных компаний по очень низким ставкам, что позволяет таким компаниям минимизировать свои налоговые выплаты. Это в особенности актуально в случае с американскими технологическими гигантами вроде Google или Facebook, деятельность которых глобальна. По оценке аналитиков Morgan Stanley, наиболее сильное воздействие новый режим окажет на компании, производящие электронику и комплектующие, оказывающие информационные услуги и работающих в сфере здравоохранения.
Изначально США, которые стали инициаторами повышения, предлагали взимать налог по ставке 21%. При этом средняя ставка налога на прибыль в развитых странах составляет примерно 23,5%. По оценке ОЭСР, новый режим позволит странам дополнительно собирать налогов на $150 млрд ежегодно, а прибыль в объеме свыше $125 млрд будет облагаться налогом в тех странах, где компании получают свой доход.
Договоренность поддержали 136 из 140 стран ОЭСР (Кения, Нигерия. Пакистан и Шри-Ланка пока воздержались), что покрывает 90% мирового ВВП. Ирландия, Эстония и Венгрия, где ставки налога на прибыль традиционно низкие, на прошлой неделе отозвали свои возражения после того, как был достигнут компромисс: минимальная ставка может быть понижена для тех компаний, которые ведут свой бизнес за рубежом. Венгрия, и Китай выторговали право в исключительных случаях брать меньше 15%.
Соглашение уже вызвало волну критики. Прежде всего, им недовольны небольшие юрисдикции, которые традиционно используют благоприятные режимы налогообложения для привлечения инвестиций. Ряд организаций, среди которых британский Oxfam, назвал сделку «беззубой» из-за большого количества исключений. В США республиканцы также выразили озабоченность положениями сделки, а швейцарское министерство финансов назвало намеченные сроки реализации – 2023 год – нереальными.
Кипр не является членом ОЭСР и не входит в ее Инклюзивную программу, однако кипрское Министерство финансов отметило, что страна придерживается основных принципов новой договоренности. В то же время, Кипр продолжает подчеркивать важность того, чтобы фискальная и налоговая политики оставались в ведении каждой отдельной страны.
Тема введения минимальной ставки налога на прибыль обсуждается на страницах нового выпуска журнала «Успешный бизнес». Кипрские эксперты отмечают, что, хотя новый режим и не окажет существенного влияния на Кипр, он может стать поводом для модернизации налоговой системы страны и экономической модели в целом. Так, новые требования могут побудить Кипр предложить транснациональным компаниям дополнительные возможности помимо налоговых льгот, например: расширение индивидуальных налоговых льгот для иностранных специалистов, упрощение получения разрешения на работу для иностранного персонала или повышение эффективности работы банковского сектора.
Достигнутые договоренности должны быть формально одобрены на встрече стран G20 в конце октября.
Участвующие в инициативе страны должны соответствующим образом изменить свою налоговую базу в следующем году, чтобы уже в 2023 году новый режим смог вступить в силу. ЕС планирует представить новые законы в первой половине 2022 года.