Предложение стран «большой семерки» (G7) о предельном уровне цены на российскую нефть в 65-70 долларов за баррель частью государств ЕС было сочтено слишком высоким. Польша и страны Балтии заявили, что цена должна быть гораздо ниже. В то же время есть страны, которые считают этот уровень низким. Кипр, Мальта и Греция выступили за то, чтобы ввести максимально возможный потолок, то есть 70 долларов.
Представители стран Европейского союза на встрече 24 ноября не смогли достичь согласия в вопросе о том, на каком уровне ограничить цены на российскую нефть, чтобы это не вызвало серьезных экономических потрясений. Кипр, Греция и Мальта, страны с развитой судоходной отраслью, понесут очень большие потери в случае блокирования поставок российской нефти. Поэтому представители этих государств настаивали: слишком сильное ограничение стоимости нанесет удар по их экономике.
Нужны компенсации и время на адаптацию
Кипрская шипинговая индустрия, третий по размеру флот ЕС, почувствует удар первой, так как танкеры, которые ходят под кипрским флагом и участвуют в торговле с Россией, уже меняют регистрацию, уходя в государства вне ЕС, например, в Панаму и Либерию. Греция и Мальта меньше зависят от шипинга, но всё же потеряют значительные суммы. Поэтому представители этих трех государств настаивали: слишком сильное ограничение стоимости нанесет удар по их экономике. Они потребовали компенсаций для бизнеса и больше времени на адаптацию к новым условиям.
Двусторонние переговоры как путь к консенсусу
Кипрское агентство новостей со ссылкой на источники в Брюсселе сообщает: опасения трех стран ЕС были подняты в начале дискуссии. Помимо опасений за будущее судоходной отрасли, звучали вопросы о том, как соблюдение новой меры будет контролироваться, а также какие компенсационные меры будут приняты. «Сейчас идет много двусторонних переговоров на очень высоком уровне. Как только будет достигнут результат, состоится встреча представителей всех стран ЕС. Нет смысла созывать еще одну встречу, если нет изменений», – сказал в интервью агентству один из дипломатов. При этом Польша хочет, чтобы потолок цен был установлен на уровне 30 долларов. Представитель этой страны утверждает, что при затратах на добычу в России, которые эксперты оценивают в 20 долларов за баррель, нельзя позволить Москве получать слишком высокую прибыль. Литва и Эстония поддерживают Польшу. «Ограничение должно относиться к затратам на добычу барреля сырой нефти, а не к текущей рыночной цене», – заявил Адриан Бирнацки, пресс-секретарь польского представителя в ЕС.
Танкеры перевозят ¾ сырой нефти в мире
Около 70-85% российского экспорта сырой нефти транспортируется танкерами, а не по трубопроводам. Идея ограничения заключается в том, чтобы запретить судоходным и страховым компаниям обрабатывать грузы с российской нефтью по всему миру, если она продается по цене выше, чем установленная G7. По состоянию на утро 28 ноября цена нефти марки Urals составляла 62,45 долларов за баррель. Это означает, что предлагаемая предельная цена в 65-70 долларов будет либо такой же, либо немного выше, чем цена, которую российская нефть имеет на открытом рынке. Поскольку ключевые мировые судоходные и страховые компании базируются в странах G7, ограничение цен очень затруднит России продажу своей нефти, которая остается крупнейшей статьей экспорта. На РФ приходится около 10% мировых поставок нефти.
Читайте также:
Как менялись цены на топливо в 2022 году