Целый ряд недавних изменений поставил под вопрос целесообразность использования Кипра российскими компаниями в качестве базовой зарубежной юрисдикции. Это и ужесточение надзора, и изменение условий налогового соглашения, и закрытие программы «гражданство за инвестиции». Чтобы минимизировать ущерб, кипрскому правительству следует разумно воспользоваться ситуацией и сделать упор на имеющиеся плюсы.
Как хорошо жил Кипр лет десять назад: процветающие банки, успешные юристы, аудиторы и консультанты, довольные жизнью застройщики. Да и остальные жители страны немало получали с тех денег, которые работали в самом известном финансовом центре Средиземноморья. Но грянули банковский кризис и «стрижка» депозитов. Затем – давление на сектор международных деловых услуг. После – новации российского налогового законодательства и судебной практики. И наконец, изменения российско-кипрского налогового соглашения, крах паспортной программы. В таком унынии кипрский сектор деловых услуг не пребывал никогда. Что делать?
ХОРОШИЕ НОВОСТИ
Раньше можно было снять галстук, надеть шорты и пойти на пляж продавать зонтики туристам, так сейчас и туристов нет: пандемия!
Однако, как после темной ночи всегда бывает рассвет, так и к нам приходят хорошие новости.
Первая: идет работа над новым законодательством о разрешениях на проживание на Кипре для иностранцев. Если новые правила окажутся привлекательными для состоятельных клиентов, то работа будет и у адвокатов, и у застройщиков, и у всех, кто рядом. Полноценной альтернативы паспортной программе ждать не стоит, но для определенной категории граждан третьих стран местный вид на жительство может дать возможность свободно перемещаться по Европе и даже работать на Кипре.
Вторая новость касается пересмотра Россией налоговых соглашений с основными европейскими партнерами. Если Кипр, Мальта и Люксембург уступили переговорщикам из российского Минфина и приняли новые условия, то Нидерланды пошли на принцип. Судя по комментариям экспертов из страны тюльпанов, там считали, что россияне постараются сохранить налоговое соглашение из-за того, что им пользуются очень крупные компании. Причем речь идет как о реально иностранных компаниях, так и о компаниях с российскими корнями, в том числе с российским государственным участием, осуществивших инвестиции в Россию на существенные суммы и имеющих крупные российские производства. Например, в Нидерландах зарегистрированы «Яндекс», X5 Retail Group, «Связной», а также материнский холдинг «Вымпелкома» («Билайн») VEON. Кроме того, у Нидерландов якобы есть возможность влиять на решения российских властей из-за дела с крушением голландского Боинга. Но Россия не отступила и уже начала процедуры денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами. Причем тут Кипр? А при том, что если соглашение денонсируют, то Нидерланды станут неконкурентоспособны как база для крупных компаний, инвестирующих в Россию. И их руководство озаботится вопросом: «А не уйти ли из России совсем?» Но так как российский рынок терять не хочется, то на повестке встанет задача по релокации подразделения компании, связанного с Россией. И тогда появится шанс, что новым домом для таких холдингов станет Кипр. Ведь по комплексу факторов он достойно смотрится на фоне конкурентов.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Какие же преимущества есть у Кипра?
• Существенно более низкая базовая ставка налога на прибыль.
• Нет налога у источника выплаты при платежах дивидендов, роялти и процентов.
• Более понятная и предсказуемая налоговая система.
• Больше возможностей по созданию реальных офисов компаний на Кипре, в том числе:
- наличие квалифицированных кадров,
- конкурентная стоимость рабочей силы,
- конкурентная стоимость аренды жилья и офисов,
- прямое авиасообщение с Россией.
При этом важно, чтобы Правительство Кипра здраво оценивало негативные аспекты, мешающие международному бизнесу, среди которых:
• наличие коррупции,
• долгие процедуры по регистрации компаний и предоставлению разрешений на работу и проживание иностранным сотрудникам, отсутствие Кипра в шенгенской зоне,
• высокие налоговые издержки компаний при выплате зарплаты,
• продление и усиление антироссийских санкционных ограничений, что влияет в том числе и на поставки продукции в Россию,
• ограничения в исполнении ряда операций, которые остаются у кипрских банков со времен «стрижки» депозитов.
Михаил Соболев
Налоговый консультант
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В статье использовано стоковое изображение от Depositphotos