Covid-19 отберёт доходы у сферы образования во всем мире?

  • Среда, 22 апреля 2020 16:14
    • Pixabay.com Pixabay.com

    Кризис, вызванный реакцией государств на информацию о коронавирусе, неизбежно затронет сферу образования в долгосрочной перспективе. Насколько серьёзными будут финансовые потери? Сможет ли онлайн обучение полностью соответствовать традиционному? Готов ли социум к таким переменам и выживут ли классические университеты вообще? Давайте разбираться.

    Школы на Кипре перешли на онлайн обучение. Не у всех это проходит гладко, потребовалось время на техническое освоение нужных платформ и моральную готовность к совершенно новому процессу. По-прежнему как и у преподавателей много вопросов, так и у родителей, например на тему того, что, раз учебные заведения не платят за аренду, электричество, страховку, уборку, оплата за эти месяцы должна быть уменьшена.

    Многие университеты мира прогнозируют резкое падение доходов и говорят о необходимости финансовой адаптации. Кампусы пусты, начало учебного года осенью 2020-го под вопросом, а сколько студентов поступят или вернутся, чтобы продолжать учебу, сказать пока никто не берется. Есть и мрачные ожидания, и онлайн-оптимизм.

    Учебные заведения теряют доходы

    Уже понятно, что закрытие границ ударит по странам-лидерам с высокой долей иностранных студентов — Австралии (28%), Канаде (21%), Великобритании (21%), Новой Зеландии (15%), Франции (13%), Нидерландам (12%), Швеции (11%) и Финляндии (10%).

    В период пандемии у университетов исчез еще один важнейший дополнительный источник доходов — плата за проживание в общежитиях или кампусах, питание и досуг.

    Что делать?

    Прогнозируя потери, многие университеты стали урезать расходы: останавливать наем новых профессоров, сокращать персонал, замораживать строительство. Одновременно они обращаются за помощью к правительствам, но крупных программ поддержки пока не предложено.

    Потери грозят не всем и не в одинаковой мере. Опросы и сложившиеся обстоятельства показывают, что многим студентам придётся учиться в своих странах, а с ними там останутся и средства на обучение. Как правило, наиболее способные студенты из менее развитых стран или регионов едут в более развитые. Если большинство из них в этом году не смогут уехать, то им логично будет остановить свой выбор на лучших национальных или местных вузах. И эти вузы будут обязаны думать, как привлечь мозги, которые не утекли.

    Другим сценарием для университетов, страдающих от недостатка иностранных студентов, станет более агрессивная экспансия в онлайн. Это поможет заполучить тех, кто сейчас сидит дома, и продать им образовательные программы, а в будущем может заместить часть программ тех вузов, которым после кризиса придётся просто закрыться.

    Выживут ли традиционные ВУЗы?

    Классический университет — это прежде всего место, находиться в котором — привилегия избранных, прошедших многочисленные экзамены и отбор. Совместное пребывание в студенческом городке — это не только учеба, но и социализация, воспитание, соревнование, формирование социальных завязок на будущее, целостный стиль жизни, меняющий человека. Учеба не сводится к передаче некоторого объема информации или чтению книг, это часть жизни.

    Университеты не просто передают знания и профессиональные навыки, они создают карьерные возможности, совпадающие с ожиданиями наиболее привлекательных сегментов рынка труда.

    Прослушивание всех курсов в Стэнфорде (на созданной профессорами этого же университета платформе Coursera) совершенно не даст эффекта от той же программы, пройденной в стенах университета вживую. Онлайн, вероятно, можно научить профессиям, в которых основная работа также потом проходит онлайн, но безусловно потеряется важнейший элемент— практика общения и реагирования в условиях социума. Конечно, некоторые возразят, что значительное количество детей обучаются дистанционно дома в соответствии с образовательными программами государства, но это скорее исключение из правил, так как далеко не многие родители способны организовать процесс и далеко не все дети обладают склонностями к самодисциплине.

    Образовательное учреждение пока что первично, и по отношению к нему онлайн-образование может выступать как дополнение, но не замена. Поэтому скорее всего для ведущих университетов трудности будут временными. Как только отменят глобальный карантин, они смогут наверстать упущенное.

    Новая реальность для всех?

    В свою очередь сторонники онлайн-оптимизма предполагают, что, испытав опыт длительного вынужденного карантина, студенты, преподаватели и персонал многих других отраслей привыкнут работать удаленно и поймут, как это удобно, экономно, продвинуто. Но не менее реалистичен и сценарий всеобщей тошноты от онлайна и переоценки ценностей, после которой все с новой силой вернется на свои места, в том числе традиционные формы университетской жизни.
    Впрочем, передоз онлайна не исключает, что удаленные формы образования и цифровые платформы тоже получат новый импульс для развития. Цифровые платформы будут совершенствоваться, чтобы вместить как можно больше компонентов учебного процесса, а университеты ожидаемо вложат больше средств в подготовку своих профессоров к работе на них. Торговать полноценными дипломами посредством удаленного обучения ведущие университеты вряд ли решатся, но продажа отдельных курсов, дополнительных программ и разных сертификатов продолжит расширяться.

    И все же, сложно игнорировать впечатление, что перемены назревали уже на протяжение 10 лет. Разве не удивительно, что люди разного возраста — где бы они не находились — могут пройти курс обучения всемирно известных Гарварда, Йельского университета, Лондонской школы экономики или МГУ. Тем более, что в период карантина и финансовых трудностей, огромное количество онлайн ресурсов предлагают знания бесплатно. Кто-то воспримет это как жест редкого проявления доброты на планете, другие же углядят в этом скрытые рекламные мотивы на будущее. Но в любом случае, пока есть возможность изучить что-угодно и бесплатно, даже в течение ограниченного периода, грех этой возможностью не воспользоваться.

  • Read 1719 times