Разделение Кипра на две части сыграло злую шутку с некоторыми фермерами – им пришлось бросить свои угодья, чтобы спасти себя и свою семью. Спустя годы их потомки вернулись на свою землю, чтобы продолжить начатое дело. Так произошло и с оливковой фермой Atsas.
Никосия остается последней физически разделенной столицей на нашей планете. С момента прекращения огня 45 лет назад буферная зона длиной 180 км, охраняемая миротворцами Организации Объединенных Наций, проходит через самый центр города и делит его на две части.
В результате соглашения о прекращении огня между Турцией и Кипром произошел обмен населением. Порядка 150 000 греков-киприотов были переселены на свободную часть острова с захваченной части Кипра, образовав общность беженцев, а 50 000 турок-киприотов выселены в оккупированные районы.
Среди беженцев, покинувших свои родные земли, был и уроженец селения Петра Йоргос Давид. Его родная деревня была полностью разрушена войной, и сейчас ее развалины лежат в запустении к северу от Зеленой линии. Семья Йоргоса владела 45 гектарами земли с 6 000 оливковых деревьев, некоторым из них было более тысячи лет. Частично эти угодья оказались на территории демилитаризованной зоны, патрулируемой ООН.
Племянница Йоргоса Давида, Мария Балтацци, с детства мечтала о том, чтобы вернуть опустевшим полям, принадлежавшим ее родным, их былую красоту. Шесть лет назад она узнала от одного из своих товарищей как вести сельское хозяйство, она бросила свою работу в Афинах и вернулась на остров. Здесь, вместе со своим дядей и инженером-экологом из Франции Николя Нетьеном, она начала создавать органическую ферму на пустынной и заброшенной земле своих предков. Для начала потребовалось совсем немногое – получить разрешение ООН на ведение хозяйства в демилитаризованной зоне.
Пересекать Зеленую линию было запрещено на протяжении трех десятилетий – до 2003 года. Перед открытием контрольно-пропускных пунктов саперы из миротворческого контингента обезвредили порядка 27 000 мин. Однако отсутствие человеческой деятельности сделало буферную зону идеальным местом для ведения органического хозяйства.
«Мы прибыли в место, которое не подвергалось обработке химикатами с 1974 года. Здесь спокойно существовали разные виды насекомых, что сейчас редкость для сельхозугодий. Не все насекомые наносят вред растениям, часть из них - хищники и поедают вредителей. Так они помогают нам в ведении хозяйства. Например, оливковых мух поедают еще до того момента, как они доберутся до деревьев», - рассказывает Нетьен.
Вскоре фермеры поняли, что на их участке живут не только насекомые, но и популяции лис, кроликов и птиц, которые плодились и размножались в течение 45 лет после того, как охота в буферной зоне была запрещена. Сегодня Балтацци и Нетьен разводят лошадей, коров, кур и ослов, выращивают инжир, опунцию и другие растения, а также производят оливковое масло. Вместо того чтобы собирать оливки, сбивая их палкой, что гораздо быстрее, но и вреднее для дерева, фермеры делают все вручную. В течение 30 минут после сбора они доставляют оливки прямиком на маслобойню. Такая скорость нужна, чтобы избежать окисления плодов. «Я никогда не проходил никаких курсов по выращиванию оливок, мы научились всему в процессе», - рассказывает Нетьен.
Оливковое масло из буферной зоны отправили в Афины в химическую лабораторию Национального университета им. Капподистрии. Специалисты из ведущего афинского вуза, которые за время своей деятельности проанализировали более 7000 образцов оливкового масла из 10 разных стран, пришли к выводу, что в продукции, производимой Марией и Николя, присутствует одна из самых высоких концентраций полифенолов. Исследования выявили, что употребление богатого полифенолами оливкового масла помогает снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний, снижает уровень холестерина и играет важную роль в профилактике рака. А по содержанию олеокантала (одного из полифенолов) исследованное масло превосходит среднестатистическое в 28 раз – это настоящий мировой рекорд. Эти результаты опубликовали в журнале Американского химического общества, они вызвали большой интерес научного сообщества. В настоящее время три института взяли образцы уникального оливкового масла: Калифорнийский университет в Дэвисе изучает его противовоспалительные свойства, Хантерский колледж в Нью-Йорке тестирует противораковые характеристики, а Афинский университет исследует влияние на болезнь Альцгеймера.
Оливковое масло extra virgin под маркой Atsas – то самое, которое изготавливают Мария и Николя – продается в магазине в Никосии и экспортируется по всему миру. Оно получало золотые медали Olympia Awards с 2016 по 2019 года, отмечено наградой Aristoleo в 2017 и 2018 годах за высокое содержание полифенолов и серебряной медалью на Международном конкурсе оливкового масла в Лондоне в 2018 году.
7 Elies - органическое оливковое масло высшего качества с высоким содержанием полифенолов, его можно приобрести в магазинах Alpha Mega, Metro, Sklavenitis, Papantoniou.
В своей деятельности Мария Балтацци и Николя Нетьен пытаются имитировать природные процессы и создавать среду, которая обладает разнообразием, стабильностью и устойчивостью природной экосистемы. Это означает защиту насекомых-опылителей, отказ от пестицидов и использование меньшего количества воды - все это делает их посевы более устойчивыми и увеличивает количество углерода в почве. Нетьен говорит, что тот факт, что земля была нетронутой более 40 лет, сделал ее более восприимчивой к органическому земледелию, чем любые другие районы.
Дом Марии находится в пяти минутах езды от деревни Эвриху, рядом с ее фермой, а часть ее балкона нависает прямо над буферной зоной. Она живет здесь со своим сыном, спасая бездомных собак и кошек. Дважды в день мимо проезжают белые грузовики ООН и пролетает патрульный вертолет, но, несмотря на этот шум, Мария утверждает, что здесь на самом деле довольно спокойно: «Это очень мирное место. Друзья, которые посещают меня, удивляются, что я живу в глуши. Они просто не понимают, как нам повезло находиться здесь. Каждый раз, когда я еду в Никосию, мне сразу хочется вернуться». Кроме фермы Марии Балтацци в буферной зоне работают еще несколько энтузиастов. «Мы чувствуем себя деревней в деревне, потому что на Кипре не так много людей, у которых есть разрешение работать в буферной зоне, - говорит она. – Все всех знают. Кто-то приносит нам апельсины, а мы за это даем ему немного нашего оливкового масла».
В десяти километрах от фермы и буферной зоны дядя Марии Балтацци создал учебный центр, в котором преподает Николя Нетьен. Сюда приглашают ученых и фермеров со всего мира на обучение методам устойчивого ведения сельского хозяйства, они узнают, как выращивать продукты с маркировкой PDO и разрабатывать стратегии адаптации к изменению климата.
Мария мечтает не только оживить участки, принадлежавшие ее семье, но и вдохновить других молодых киприотов вернуться в районы, окружающие буферную зону. «Мы создали образцовую ферму, - убеждена она. – Наш опыт доказывает, что сельское хозяйство может быть прибыльным бизнесом. Мы пытаемся привлечь больше фермеров в этот район, чтобы они восприняли принцип экологического сельского хозяйства».
Нетьен рассматривает успех их маленькой органической фермы как свидетельство сельскохозяйственного потенциала острова. «Кипр - это рай. У него есть колоссальный потенциал: здесь невероятное сочетание климата, почвы, геологии. Это уникальное место, - говорит он. - Здесь удивительные горы, море и добрые люди - как на севере, так и на юге. Есть потенциал для производства продукции самого высокого качества в мире. Я в этом уверен».