×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 378

Кипр на перепутье

  • Вторник, 02 мая 2017 09:00
  • Экономическая, политическая и социальная ситуация на Кипре остаётся неоднозначной. Очевидно, что реформаторский запал правительства слегка угас, а поддержка со стороны других политических партий ослабела. Было объявлено о ряде весьма многообещающих инвестиционных проектов, однако в экономике по-прежнему доминируют три сектора, а такие экономические проблемы, как снижение конкурентоспособности и высокий уровень необслуживаемых кредитов, остаются нерешёнными. Другими словами, до тех пор, пока кипрские избиратели и граждане не будут готовы к принятию трудных решений, Кипр не сможет реализовать свой истинный потенциал.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

    В настоящее время политика на Кипре сосредоточена на трёх основных аспектах:
    1. Политическое отчуждение и фрагментация.
    2. Переговоры по урегулированию кипрской проблемы.
    3. Президентские выборы 2018 года.

    Политическое отчуждение и фрагментация

    Парламентские выборы 2016 года были отмечены беспрецедентным уровнем воздержавшихся от участия (33%). Это привело к усилению фрагментации парламента, где в настоящее время представлены восемь политических партий (шесть в предыдущем созыве). Самой крупной партии ДИСИ удалось обеспечить себе лишь 18 из 59 мест в парламенте.

    Ввиду такой фрагментации правящая коалиция, которая теперь насчитывает всего две партии, практически не в состоянии осуществлять законодательную деятельность и решать ключевые проблемы.

    парламент 25

    Переговоры по урегулированию кипрской проблемы

    Президент Никос Анастасиадис проделал серьёзную работу в ходе переговоров об объединении острова, которые завершились серией двусторонних и многосторонних встреч в швейцарском Мон-Пелерине.

    Но впоследствии кипрские депутаты проголосовали за то, чтобы в школах отмечали годовщину референдума 1950 года, посвящённого объединению с Грецией («Энозису»), и переговоры зашли в тупик. Лидер турко-кипрской общины Мустафа Акынджи прервал переговорный процесс и потребовал от парламента отменить это предложение.

    Следует отметить, что переговоры в Мон-Пелерине и без того были малоэффективными в связи с тем, что из восьми политических партий в составе парламента только две – ДИСИ и АКЕЛ – поддержали их. Теперь, вероятно, переговоры будут и вовсе приостановлены, по крайней мере, до проведения президентских выборов в 2018 году. Однако и последующее развитие событий сложно предсказать, поскольку накаляется политическая ситуация в Турции.

    Президентские выборы

    Следующие выборы президента на Кипре состоятся в 2018 году. Ожидается, что ввиду меньшинства в парламенте и на фоне неуспеха на переговорах о воссоединении президент Анастасиадис отложит принятие трудных решений о реструктуризации до того времени.

    Надо отдать должное ДИСИ: партия действительно пыталась продвигать меры, направленные на закрытие полугосударственных организаций, однако предложения были отклонены парламентом.

    Актуальные макроэкономические и фискальные показатели

    Темпы восстановления кипрской экономики, похоже, растут. Причина тому – развитие секторов туризма, недвижимости и финансовой деятельности. Тем не менее, конкурентоспособность страны по-прежнему невысока, и это лишний раз подтверждает необходимость продолжать структурные реформы.

    Валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП Кипра в IV квартале 2016 года вырос на 3% по сравнению с тем же кварталом 2015 года и зафиксирует рост более чем на 2% в 2016 году (при отсутствии пересмотра прогноза).

    ввп кипра 25

    Рынок труда. Уровень безработицы на Кипре продолжает падать. Также наблюдаются признаки роста занятости и трудоспособного населения. Так, в III квартале 2016 года уровень занятости составил 54,5% по сравнению с 51,8% в I квартале того же года. Это отражает сезонный характер занятости в стране, и одновременно свидетельствует о необходимости увеличивать этот показатель. С 2004 по 2010 годы уровень занятости на Кипре составлял 60% и выше. С того времени он сократился до 53% как следствие наступившего финансового кризиса. Повышение уровня занятости является одной из ключевых задач для Кипра.

    рынок труда 25

    Фискальный баланс. Бюджет центрального правительства на 2016 год впервые с 2008 года оказался сбалансированным (профицит в размере €421,5 млн). Достижение такого профицита стало возможным исключительно благодаря работе правительства Анастасиадиса, которое, «унаследовав» катастрофический финансовый кризис в 2013 году, прилагает немалые усилия для того, чтобы добиться сбалансированного государственного бюджета.

    Конкурентоспособность. По данным Индекса глобальной конкурентоспособности, Кипр значительно утратил свои позиции. Крайне тревожит тот факт, что Кипр стабильно опускается в этих рейтингах, начиная с индекса за 2009–2010 годы. В индексе за 2016–2017 годы Кипр занимает 83-е место, что значительно ниже других международных деловых центров-конкурентов, таких как:
    Швейцария (1 место)
    Сингапур (2)
    Нидерланды (4)
    Гонконг (7)
    Объединённые Арабские Эмираты (17)
    Люксембург (20)
    Ирландия (24)
    Мальта (40)
    Маврикий (45)
    Латвия (49)

    Кроме того, несмотря на усилия по реформированию государственного сектора, в период между определением индекса за 2015–2016 годы и 2016–2017 годы Кипр опустился с 65-го на 83-е место. При этом в индексе 2009–2010 годов Кипр занимал 34-е место в мире.

    Кипр – страна с небольшой экономикой, которая зависит от притока внешних инвестиций и торговли. Быстрая и последовательная утеря позиций по конкурентоспособности на фоне реализации программы структурных реформ является поводом для беспокойства. Особенно учитывая конкуренцию, с которой сталкивается Кипр со стороны других международных бизнес-центров, в частности Мальты, Ирландии, Маврикия и Люксембурга, с которыми он соперничает в сфере корпоративных инвестиций.

    рейтинг кипра 25

    ДРУГИЕ АСПЕКТЫ

    Сегодня на Кипре наблюдается несколько позитивных тенденций:

    Турпоток достиг в 2016 году рекордного значения, и по прогнозам продолжит расти в 2017 году.

    Инвестиционный проект по строительству казино наконец-то получил разрешение.

    Идёт реализация ещё ряда крупных инвестиционных проектов (небоскрёб One от компании Pafilia, комплекс Del Mar от Leptos, а также марины в Айя-Напе, Протарасе и Пафосе).

    Завершился третий раунд лицензирования поисково-разведочных работ месторождений нефти и газа.

    Bank of Cyprus успешно разместил свои акции на Лондонской фондовой бирже и погасил большую часть задолженности в рамках программы экстренной ликвидности ЕЦБ.

    Правительство утвердило схему выдачи вида на жительство для лиц и компаний, инвестирующих в инновационные виды бизнеса и стартапы

    Вместе с тем есть ряд серьёзных задач и негативных тенденций:

    После двухлетнего противостояния, правительство пошло на уступки и согласилось на новый коллективный договор для государственного медико-санитарного персонала, чьи зарплаты вырастут ввиду признания их дипломов. Как и ожидалось, эта уступка стала поводом для аналогичных требований и со стороны других категорий госслужащих.

    Попытки реструктуризации убыточных полугосударственных организаций, включая Управление по сбыту зерна, не увенчались успехом, так как оппозиционные партии проголосовали против.

    Приостановлен процесс приватизации. Партия АКЕЛ внесла предложение о закрытии Приватизационной комиссии. Из-за ряда других решений урезано финансирование. Сегодня видится возможной приватизация лишь нескольких крупных объектов.

    Приватизация операционной деятельности в порту Лимассола компанией Eurogate привела к существенным задержкам в работе. Вкупе с другими попытками препятствовать процессу приватизации, это плохой прецедент.

    Объём необслуживаемых кредитов сократился до менее чем €25 млрд. Однако этот показатель по-прежнему значительно превышает ВВП. Многое указывает на то, что проблема необслуживаемых кредитов решается уже не так активно, как раньше.

    регистрация компаний

    КИПР НА ПЕРЕПУТЬЕ

    Вышеописанные аспекты побуждают стороннего наблюдателя задаваться вопросами о будущем Кипра.

    1. Какой социальной и деловой модели будет придерживаться Кипр? Станет ли страна с открытой экономикой, движимой инновациями и сектором услуг, пресловутым «Сингапуром Средиземноморья», либо последует за Грецией по пути неэффективного полугосударственного контроля над экономикой, низкой продуктивности и незначительного роста?

    2. Каким будет дальнейший ход реформ в рамках стратегии центра роста? Сохранится ли интерес к структурным реформам, учитывая, что проверки «тройки» европейских кредиторов завершились, а давление со стороны государственного сектора касательно повышения заработной платы возобновилось?

    3. Что произойдёт с президентскими выборами 2018 года и парламентскими выборами 2021 года? Можем ли мы рассчитывать на политический консенсус по вопросу необходимых сложных реформ, или Кипр прибегнет к политическим сделкам с государственными профсоюзами и другими группами давления?

    4. В экономике Кипра по-прежнему доминируют три сектора: туризм, финансовые услуги и недвижимость. Туризм остаётся уязвим к внешним негативным факторам. Сектор финансовых услуг, хотя и сильный, до сих пор подвержен репутационным рискам (это, например, потенциальные неудачи в секторе форекс-услуг), а также зависит от дальнейших регуляторных мер против трансфертного ценообразования и автоматического обмена информацией в рамках ОЭСР и еврозоны.

    В настоящее время сектор недвижимости выживает за счёт реализации схем по получению гражданства и вида на жительство в обмен на инвестиции, что, вероятно, искажает реальную картину в этой сфере. Что произойдёт, если один или несколько из этих секторов начнут испытывать трудности? Каков следующий шаг для обеспечения экономической диверсификации?

    5. Есть ли в экономике Кипра место инновациям и технологическому развитию? Во многих секторах экономики доминируют группы крупных семейных компаний. Возникает вопрос: откуда появится стремление к инновациям? Сможет ли Кипр догнать Северную Европу в сфере цифровых и сервисных инноваций, или продолжит отставать?

    6. Будет ли наконец достигнуто политическое решение кипрской проблемы, или маргинальные партии продолжат препятствовать процессу в собственных политических целях? Должна ли ООН продолжать участвовать в этом процессе? Можно ли доверять Турции как политическому собеседнику?

    Ни на один из этих вопросов нельзя ответить, не имея чёткого социального консенсуса относительно направления будущего развития страны. К сожалению, последние парламентские выборы показывают, что гнев и апатия избирателей, а равно как и политическая фрагментация достигли небывалого исторического уровня.

    Вот почему Кипр находится на перепутье. Слабое коалиционное правительство продолжит принимать разрозненные законы, а парламент может всё так же выступать против реформ. Туризм и иностранные инвесторы в кипрских компаниях, а также программы по получению гражданства и дальше будут стимулировать рост экономики. Реформы приостановятся, поскольку Никос Анастасиадис и его политические конкуренты готовятся к президентским выборам в следующем году. Новое коалиционное правительство, скорее всего, будет согласовано в феврале-марте 2018 года.

    Ясно одно – нынешняя система политики и управления оставляет желать лучшего. Глубоко укоренившиеся проблемы понижения конкурентоспособности и стагнации государственного сектора могут быть искоренены только в том случае, если избиратели потребуют изменений и проголосуют соответствующим образом.

    Филипп Аммерман
    финансовый консультант,
    директор, Navigator Consulting Group Ltd
    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

  • Read 2083 times