Внешняя политика Восточного Средиземноморья меняется, укрепляются локальные связи, появляются региональные союзы или временные объединения под решение конкретной задачи, страны формируют рабочие группы и готовятся к реализации новых проектов. После отмены газопровода EastMed Кипр и Греция сближаются с США и Израилем, стараясь найти новые точки соприкосновения.
9 мая главы внешнеполитических ведомств США, Израиля, Кипра и Греции провели важный дипломатический раунд в виртуальном формате 3+1. Госсекретарь США Энтони Блинкен подтвердил, анонсированный ещё в начале года, отказ от поддержки газопровода EastMed. Представитель Белого дома подчеркнул, что кроме экономических и экологических рисков, проект способен спровоцировать серьезную геополитическую напряженность в регионе. Главным фактором риска были действия Турции, блокировавшей разведку на участке №3 исключительной экономической зоны Кипра.
История вопроса
Три страны (Кипр, Греция, Израиль) анонсировали EastMed в 2016 г. и подписали несколько соглашений, направленных на поддержку его реализации. Кипрские власти делали ставку на проект как прообраз углеводородного хаба в Восточном Средиземноморье, связывающего Европу и Ближний Восток. В 2020 г. проект ратифицировал Совет министров Республики Кипр. Стоимость трубопровода протяженностью более 1300 км оценивалась в 6 млрд евро.
Для Греции трубопровод также являлся важной частью геоэнергетической стратегии. Афины изначально рассматривали его в соотношении с проектом сверхмощного подводного кабеля (EuroAsia Interconnector), который к 2024 г. свяжет электросети трех стран с континентальной Европой. В январе этого года Еврокомиссия утвердила его финансирования (657 млн евро) в рамках программы Connecting Europe Facility.
О чём сейчас договорились?
Повестка виртуального саммита была намного шире геоэнергетической тематики. Стороны договорились активизировать сотрудничество в сферах энергетики, экономики, борьбы с изменением климата, готовности к чрезвычайным ситуациям и антитеррористическим операциям. Вопросы региональной безопасности были отмечены поддержкой недавней инициативы США и Израиля – Негевского саммита1, имеющего отчётливо выраженный антииранский характер.
Конкретным воплощением планов станет дорожная карта, фиксирующая промежуточные результаты до следующей встречи, намеченной на конец 2022 г. также в формате 3+1.
Итоги виртуального саммита кратко прокомментировал политэкономический обозреватель «Вестника Кипра» Владимир Изотов: «В изменившихся условиях можно говорить о переформатировании региона в пользу американо-израильского подхода. В приоритете, конечно, будут вопросы безопасности с учетом действий Ирана и Турции.»
Отмену EastMed эксперт назвал известным разочарованием для Кипра и Греции, которое, впрочем, уже начинает сглаживаться: «Есть понимание, что это был сильнейший раздражитель для Анкары – ещё одна зона сильного политического напряжения в регионе».
1 В марте 2022 г. в израильском регионе Негев прошла встреча глав МИД Израиля и четырех арабских стран (Бахрейна, Египта, Марокко, ОАЭ). Медиатором саммита выступили США (Энтони Блинкен). Эта встреча продолжила реализацию т.н. «Соглашений Авраама», заключенных при поддержке Вашингтона в 2020 г. между Израилем и арабскими странами (ОАЭ, Бахрейном и Марокко) с целью установления дипломатических отношений.