Криптоиндустрия – новый сектор, в котором все еще много белых пятен. Однако Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам работает над тем, чтобы закрыть регуляторные пробелы и обеспечить инвесторам максимальный уровень защиты. Журнал «Успешный бизнес» поговорил с председателем CySEC Джорджем Теохаридисом о нынешней ситуации с криптоактивами в ЕС и на Кипре, а также о недавних и грядущих законодательных изменениях.
– По вашему мнению, в чем заключаются наибольшие регуляторные риски для Кипра на сегодняшний день?
– Тренды, наблюдаемые в сфере финансовых услуг в последние десять лет или около того, включают цифровизацию, увеличение числа онлайн и мобильных трейдинговых платформ. Это также применение более сложных технологий, таких как искусственный интеллект, алгоритмический трейдинг, блокчейн, машинное обучение, аналитика больших данных, роботизированные советники и социальный трейдинг.
Очевидно, что эти глобальные тренды открывают немало возможностей, но одновременно несут в себе и риски – риски, связанные с защитой инвесторов, отмыванием денег и финансированием терроризма, а также с кибербезопасностью.
Как регуляторам нам нужно быть на шаг впереди: понимать эти новые технологии и то, как они воздействуют на финансовые услуги, чтобы минимизировать риски и защитить инвесторов. Крайне важно, чтобы инвесторы осознавали эти риски прежде, чем вкладывать деньги куда-либо. Так они смогут избежать неподходящих вложений, решения о которых принимаются на основании неточной или неполной информации. Неустойчивая ликвидность, нерегулируемые механизмы ценообразования, инсайдерские сделки и нарушения на рынке в отношении криптоактивов, а также недостаток регулирования прозрачности на этапах до и после совершения сделки – все это ослабляет защиту инвестора. Сама природа криптоактивов, которые до определенной степени анонимны или псевдоанонимны и могут использоваться в контексте электронных бесконтактных операций и с применением анонимных криптокошельков и других сравнительно новых продуктов, также делает их уязвимыми с точки зрения рисков отмывания денег и финансирования терроризма.
– Есть ли какое-то решение?
– Когда речь заходит о цифровых активах и криптоактивах, регуляторная база всё еще создается. Как на европейском, так и на национальном уровне ведется очень большая работа. Несколько месяцев назад Кипрская комиссия по ценным бумагам и биржам (CySEC) опубликовала Программную политику по регистрации поставщиков услуг, связанных с криптоактивами (CASP), и ведению деятельности ими с целью изложить итоговые правила для CASP в рамках закона о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма. Помимо этого, мы опубликовали Директиву о регистрации CASP и Директиву о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма, которые разъясняют требования к CASP и ожидания со стороны CySEC.
Мы хотим видеть, что поставщики услуг, связанных с криптоактивами, выполняют свои обязательства, прописанные в Правилах CASP, в том числе относительно:
• подготовленности и добросовестности бенефициаров CASP и лиц, занимающих руководящие должности;
• проведения процедур «знай своего клиента» (KYC) и прочих в рамках комплексной юридической проверки;
• составления экономического профиля своих клиентов и выявления источника их средств;
• выявления подозрительных операций и уведомления о них; и
• проведения комплексной оценки рисков, связанных с их клиентами и деятельностью, и принятия соответствующих мер в отношении каждого конкретного клиента, вида деятельности и криптоактива.
Дополнительную информацию можно найти на сайте CySEC: www.cysec.gov.cy.
В сентябре 2020 года Европейская комиссия предложила новый регламент о регулировании рынков криптоактивов (MiCA). Этот регламент станет частью Цифровой финансовой стратегии ЕС и, как ожидается, должен оказать большое влияние на работу крипторынка в ЕС. Он повысит степень защиты потребителей путем установления прозрачных норм для криптоиндустрии и внедрит новые требования лицензирования. Это предложение, которое покрывает криптоактивы, не подпадающие под действие европейского законодательства в сфере финансовых услуг, и токены электронных денег, преследует четыре общих и взаимосвязанных цели.
Первая цель – достижение правовой определенности. Чтобы в ЕС могли развиваться рынки криптоактивов, нужна надежная правовая база, четко определяющая регуляторный подход ко всем криптоактивам, которые не покрываются действующим законодательством в сфере финансовых услуг. Вторая цель – поддержка инноваций. Развитие криптоактивов и более широкое использование DLT требует безопасной оптимальной базы для поддержания инноваций и справедливой конкуренции. Третья цель заключается в том, чтобы обеспечить добросовестность рынка и подходящий уровень защиты потребителей и инвесторов, учитывая, что криптоактивы, не подпадающие под действие существующего законодательства, подвержены тем же рискам, что и более привычные финансовые инструменты. И последняя, четвертая цель – это обеспечение финансовой стабильности.
Сфера криптоактивов постоянно развивается. Применение одних пока что очень ограничено; другие же, как, например, зарождающаяся категория стабильных криптовалют («стейблкоинов»), потенциально могут начать повсеместно приниматься и стать системными. Это предложение включает механизмы защиты от рисков, которые потенциально могут угрожать финансовой стабильности.
– Опубликованная недавно Программная политика CySEC, по сути, требует отделения инвестиционной деятельности от деятельности, связанной с криптоактивами. На чем основан такой подход?
– На это есть совершенно очевидная причина: мы не хотим видеть, как в инвестиционный сектор проникают проблемы из других областей, которые недостаточно полно регулируются, таких как сфера криптоактивов.
Инвесторам во всем мире не хватает знаний о криптоактивах. И одна из функций регуляторов – предоставить соответствующие знания и повысить качество финансового образования и навыков в целом.
Джордж Теохаридис
Председатель Кипрской комиссии по ценным бумагам и биржам (CySEC)
Занимал должность вице-председателя CySEC с июля 2020 года и был назначен на пост председателя в 2021-м. В качестве доцента кафедры финансов Кипрского международного института менеджмента (CIIM) и директора магистерской программы «Финансовые услуги» в 2010–2020 годах имеет обширный опыт работы в финансовом секторе.
До начала работы в CIIM Джордж Теохаридис был связан с южнокорейским Университетом Сонгюнгван и Массачусетским технологическим институтом (MIT).
В прошлом занимал руководящие позиции в CySEC, Bank of Cyprus, Cyprus Blockchain Technologies Ltd, а также входил в состав советов директоров Кипрско-кувейтской бизнес-ассоциации и Кипрской ассоциации инвестиционных фондов (CIFA). Является ассоциированным членом Института дипломированных специалистов в области ценных бумаг и инвестиций (CISI) и научным сотрудником Центра блокчейн-технологий UCL (UCL CBT).
Джордж Теохаридис получил степень бакалавра по специальности «Электромеханика и электроника» в Манчестерском университете, степень МВА в Университете Сан-Диего, и степень доктора философии (PhD) по специальности «Финансы» в Аризонском университете.