Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Наталии Кардаш "Остров сокровищ. Приключения отважных бизнесменов.", вышедшей в свет в 2016 году. Мы посвящаем эту публикацию памяти Михалиса Лептоса, скончавшегося вчера в возрасте 83 лет. Он прожил достойно долгую и интересную жизнь.
Михалис Лептос: Стратегия строительного бума
В том, что Михалис Лептос за 40 лет работы внёс огромный вклад в развитие Пафоса, сомнений нет. Это имя хорошо известно не только на Кипре, но и далеко за его пределами. Например, ещё в 1990-х Лептос рекламировал Кипр в Гонконге – прежде там о существовании такой страны и не слышали. Мало кто знает, что именно Лептос ввёл в оборот понятие developer – «застройщик» – на Кипре. Именно он в 1960-х годах первым начал строить в Кирении комбинированные жилые комплексы из объектов разного типа. Не всё было просто в его жизни и работе, но он один из тех, кто в любой ситуации не опускает руки и не сдаётся.
Родился в Кирении. В 1961 году окончил Афинский политехнический университет по специальности гражданское строительство. В 1962 открыл на Кипре архитектурно-строительное бюро. После турецкого вторжения 1974 года покинул Кипр, выполнял проекты в Греции, странах Ближнего Востока. В 1978 году вернулся на родину и, обосновавшись в Пафосе, основал группу компаний Leptos. К 2005 году компания Leptos Estates стала крупнейшим застройщиком на Кипре. Его проекты и деятельность неоднократно были отмечены различными наградами на Кипре и за рубежом.
Дело случая
Наша семья жила в Кирении. Мой отец Джордж Лептос занимался торговлей: в его универсальном магазине продавалось всё, кроме продуктов. Пока я учился в школе, помогал ему.
Выбор профессии оказался случайным. К нам в школу приехали два профессора из Афинского политехнического университета. Они советовали тем, кто хорошо знает математику, выбрать этот университет. А с математикой у меня было отлично, любимый предмет. В итоге я решил поступать на факультет гражданского строительства, имея, впрочем, весьма смутное представление о том, что это такое. Дома был скандал. Семья хотела, чтобы я изучал медицину: моя мама, как и её родители, была врачом.
Но я всё же настоял на своём и отправился в Афины. Получив образование по специальности гражданское строительство, я в 1961 году вернулся на Кипр. А уже в 1962-м открыл свой первый бизнес – архитектурно-строительное бюро. Начал с того, что проектировал небольшие частные дома, но строительством не занимался, только помогал другим застройщикам.
Первый проект
Через пару лет я убедил отца, дядю и своего друга взять в банке кредит и организовать совместную фирму. Мы приобрели в Кирении большой кусок земли рядом со стадионом, разделили его на маленькие участки и продавали их, параллельно предлагая свои услуги по строительству домов. На большинстве этих участков мы всё и построили.
Мы были первыми, кто занялся разработкой и застройкой земель. Я первым на Кипре стал использовать термин developer – «застройщик». У нас тогда не знали этого слова: не было компаний, которые предлагали весь спектр услуг, от разработки участка до сдачи в эксплуатацию готового жилья.
Я понимал, что девелопмент – это не одна специальность или профессия. Помимо обязательных технических знаний нужно разбираться в праве, экономике, маркетинге. А значит, нужно нанимать десятки узкопрофильных специалистов.
Вслед за первым проектом я создал уникальный отель Snake Island Hotel, который находился на искусственном острове недалеко от Кирении и был соединён с сушей мостом. Потом придумал, как обустроить небольшую гавань – сейчас бы её назвали «марина». Самым крупным проектом того времени стал комплекс St.George на берегу моря в Кирении.
Кирения – первые летние резиденции
К 1974 году моё проектное бюро стало одним из самых больших на Кипре. Главный офис находился в Никосии: помимо строительства я занимался производством (у меня была фабрика по производству мозаичной плитки для бассейнов), а также туристическим бизнесом (мы сдавали в краткосрочную аренду построенные нами апартаменты). В Кирению приезжали в основном британские туристы высокого класса – аристократия, высшие военные чины. Также было немало гостей из Германии и Чехословакии.
Кирения в то время была очень маленьким городом – около 4500 жителей. Но недвижимость там скупали довольно активно, в основном небольшие дома и апартаменты у моря. Покупателями были, в первую очередь, британцы, а также жители Никосии, которые приобретали в Кирении летнее жилье. Из Никосии туда можно было приезжать не только летом, но и в любое другое время года – дорога из столицы к морю занимала всего полчаса.
Семью я увёз на машине
В 1974 году нападение турецких войск застало нас врасплох: мы и не предполагали, что возможно наземное вторжение. Я быстро посадил всю семью – жену, детей, наших родителей – в одну машину и увёз их из города. Так и ехали ввосьмером, пока машина справлялась: сначала в Белапаис, потом в Троодос. Я оставил семью в безопасном месте, а сам по поручению Комитета помощи беженцам ездил то в Грецию, то в Лондон. Я пытался привлечь внимание к ситуации на Кипре и найти деньги на размещение десятков тысяч семей, которые оказались в таком же, как мы, положении.
Никогда не сдаваться
Вскоре мы перебрались в Грецию. Моя жена родом из Афин, она осталась там, а я отправился на Корфу, где руководил строительством отеля. Там я обдумывал возможность ведения бизнеса на Ближнем Востоке, и в конце концов принял участие в проекте Saudia City в Джидде. Это была непростая задача: строительство почти 4000 домов и квартир. Попутно я соглашался на любую мелкую работу, например, проектировал особняки для клиентов из ближневосточных стран.
На Кипр я вернулся только в 1978 году, но уже с большим опытом и с деньгами. Поселившись в Пафосе, я решил, что начну с начала: буду строить проекты такого же плана, что и в родной Кирении. Я покупал большие участки земли, благоустраивал их, подводил коммуникации, проектировал комплексы из домов и квартир, в общем, занимался всем – от архитектурного планирования, строительства и продажи до озеленения готовых проектов.
Первым стал проект Kamares Village, но одновременно мы работали и над комплексом Stephanie Village и отелем Paphos Gardens. Потом появился комплекс Basilica, включающий апартаменты и магазины.
Главное для Кипра – туристы
Основная тема Кипра – это туризм, в самом широком смысле этого слова. Поэтому я всегда старался комбинировать. Ведь туристам можно предложить не только отели, но и апартаменты, виллы, которые, в свою очередь, можно и снять и купить. Поток туристов неиссякаем: они приезжают на несколько дней, на пару недель, а иногда живут месяцами или даже переезжают сюда насовсем, когда выходят на пенсию. На Кипре высокий уровень облуживания, развитая инфраструктура. Климат, культура, гостеприимство делают его крайне привлекательным для туристов. Поэтому все мои проекты так или иначе имели туристическую составляющую.
Я всегда старался, чтобы в работе было несколько объектов, иногда доходило до 40-50 одновременно. Это необходимо, чтобы предоставить потенциальному клиенту большой выбор, чтобы он наверняка нашёл что-нибудь на свой вкус – виллу у моря или домик в горах, например. Однажды, подбирая варианты для этой своеобразной коллекции, я задумал создать банк земельных участков. Теперь у нас можно найти недвижимость на любой вкус, практически в любом районе.
Самый сложный проект
В 2000 году я подал документы на строительство эко-города Neapolis. Этот проект стал самым сложным в моей жизни. К сожалению, его реализация длительное время откладывалась из-за бесконечных разъяснений правительству, пока чиновники не поняли, наконец, суть. Согласование проекта и получение разрешений на строительство заняло десять лет.
К сожалению, в 2010-м я уже не мог приступить к реализации своих планов в прежних масштабах: когда Neapolis получил «зелёный свет», в разгаре был мировой экономический кризис. Тем не менее, мы начали строительство университета и медицинского центра и уже были готовы перейти к жилым комплексам и другим объектам, но реалии 2012-2013 годов внесли свои коррективы.
На данный момент основной замысел Neapolis не изменился, а некоторые направления мы даже усилили. К примеру, задуманный изначально медицинский центр трансформировался в центр здоровья и красоты. Торговые и культурные объекты объединились в идее «дрим-парка». Мы проработали и усилили прежние идеи, вывели их на более высокий уровень. Но строим совсем не так быстро, как планировали.
Новые идеи приживаются медленно
На Кипре всё делается медленно, особенно в государственных структурах. Ещё десять лет назад я продвигал идею многофункциональной застройки. И только два года назад её официально одобрили. Подумать только: мы хотим быть современным туристическим центром, а застройщикам нельзя было совмещать туристические объекты с торговыми и развлекательными. Во всем мире можно, а на Кипре нельзя! О необходимости давать вид на жительство и гражданство крупным инвесторам я говорил ещё 20 лет назад.
Страной управляют политики, и никто не требует от них быть специалистами во всех вопросах. Но пусть хотя бы слушают, что говорят бизнесмены, пусть прислушиваются к тому, какую пользу можно извлечь из тех или иных изменений в законах, унаследованных от британцев. Возьмём хотя бы пример участка возле гостиницы Hilton в Никосии, который предлагали арабским инвесторам. Там можно было построить современный комплекс, совмещавший гостиницу, торгово-развлекательный центр и офисное здание. Но проект так и не был реализован, несмотря на все усилия бизнес-сообщества. А ведь Кипр мог получить огромные инвестиции, деньги в бюджет и рабочие места. Но эта неудача, хотя бы, стала уроком: сейчас уже можно получить разрешение на подобное строительство.
В период кризиса правительство страны стало либеральнее подходить к рассмотрению нестандартных проектов. В верхах наконец-то осознали необходимость оказывать поддержку частному бизнесу.
Пафос – №1
Когда я поселился в Пафосе, его вообще не было на деловой карте Кипра. Место это было красивое, но для киприотов слишком удалённое, а иностранцам и вовсе неизвестное. В те годы наша семья приложила немало усилий для развития города, разглядев и использовав потенциал для застройки. Одно время Пафос был №1 на Кипре в сравнении с другими городами. Он лидировал и в туристической сфере, и в сфере недвижимости. Увы, лет 10 – 12 назад город перестал развиваться… Лимассол вырвался вперёд и стал самым привлекательным для инвестиций городом Кипра.
Впрочем, Пафос понемногу возвращает свои позиции. Мы надеемся, что лет через пять он восстановит свою репутацию и уровень развития. За последний год мы построили столько же, сколько за десять предыдущих лет, ведь город готовится стать культурной столицей Европы. Идёт масштабное дорожное строительство, обустраиваются площади, особенно в историческом центре, реконструируются пляжи. Для улучшения доступности исторических достопримечательностей ремонтируются тротуары и мосты.
У Пафоса уникальный характер, в нём сочетается античность и современность. Я не знаю других таких городов и не хотел бы что-то кардинально менять. Считаю, что по крайней мере в прибрежной зоне всё должно оставаться примерно как сейчас, здесь не место высотным зданиям. Однако нужно развивать культурный потенциал города. Наши основные черты, они же преимущества – спокойный отдых, в том числе семейный, развлечения, но не такие, как в крупных городах, а курортные. Мы хотим, чтобы в Пафос приезжали люди, которые, с одной стороны, ценят здоровый образ жизни, хотят улучшить свое самочувствие, умеют наслаждаться жизнью, а с другой – интересуются искусством, историей, культурой. При этом должен сохраняться уют небольшого городка. Этим Пафос отличается, например, от Лимассола, который превращается в типичный крупный город.
Мой опыт общения с русскими
Впервые я попал в Россию в конце 1980-х. Несколько лет спустя мы открыли офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Тогда же стали частично финансировать авиакомпанию «Корсар», которая осуществляла рейсы из Москвы, Петербурга и Краснодара в Пафос.
Сразу после распада СССР, через российское посольство на Кипре мы стали налаживать связи с РФ. Меня пригласили в Сочи и Анапу, чтобы показать, как туристический бизнес в то время работал в России. Изучая работу санаториев и домов отдыха, я подумал, что такая концепция могла бы сработать и на Кипре. Повсюду – в Москве, Петербурге, Краснодаре, Сочи, Анапе – я рассказывал о Пафосе, старался найти общие интересы, наладить контакты. Именно тогда мы привезли в Пафос первых российских туристов.
С самого начала я отметил, что русские не похожи на нас ни по культуре, ни по менталитету. Отличались они и от англичан, характер и привычки которых я хорошо изучил в Кирении. Разница проявлялась, например, в том, что иногда русские вели себя слишком резко и прямолинейно. У англичан гораздо более мягкие манеры. Но мне было легко общаться с русскими. У нас была взаимная симпатия, общие семейные и человеческие ценности.
О будущем Кипра
Кипр неизбежно является центром многих происходящих вокруг процессов, это район высокой активности. Этому способствует как наше выгодное географическое положение, так и благоприятный климат, природа, богатая история и культура. Конечно, нам ещё далеко до таких «горячих» мест, как Сингапур, Дубай или Швейцария. Мы пока только встаём на путь подлинного развития. Нам нужно поставить чёткие цели и двигаться в правильном направлении.
Так почему же мы не торопимся? Причина, по-моему, в следующем. На Кипре солнце яркое, море тёплое, вино вкусное, женщины прекрасны – что ещё нужно, чтобы наслаждаться жизнью? Мы начинаемся шевелиться только когда «гром грянет». Большинство людей устроено именно так. Хороший пример: 1974 год, мы тогда сотворили чудо.
В целом я сделал для себя следующий вывод: мы имеем возможности, и не только не используем их сами, но и не даём другим. Это глупо, нерационально! У нас есть финансы, энергия, технологии, мы могли бы успешно развиваться, но не делали этого. Раньше правительство не хотело привлекать иностранных инвесторов, а теперь оно вынуждено это сделать. Сегодня у нас есть шанс воспользоваться всеми этими возможностями. Надеюсь, местный бизнес не будет сидеть сложа руки, иначе нас потеснят иностранцы.
Кипр просто обречён быть процветающим! Это идеальное место для развития туризма и сопутствующей инфраструктуры, развития рынка недвижимости. Все это будет в руках либо местного бизнеса, либо иностранного, либо обоих сразу. Я надеюсь на последний вариант.
Главное словами не выразить
У нас с женой два сына – Джордж и Пантелис. У каждого из них тоже двое детей. Так что у меня уже четверо внуков.
Самое главное, самое важное в жизни непросто выразить словами. Для меня на первом месте всегда была работа. Я понимал, что, с одной стороны, обеспечиваю достойную жизнь своим близким, но при этом и создаю что-то важное для всех тех, кто будет жить в построенной мною недвижимости. От моей работы зависит, насколько комфортно будет этим людям, насколько важное место Кипр займет в их жизни, станет ли для них Домом.
Вторая по важности часть моей жизни – обучение новому в своей сфере. Нужно непрерывно учиться и развиваться, даже в ущерб личному времени и интересам. Это делает жизнь намного ярче. Бизнес и его развитие поглотили меня целиком. Даже отпусков не было, разве что ненадолго. Семья, к счастью, понимала, и дети, когда выросли, стали помогать.
У меня нет увлечений и хобби. Так сложилось, что моим главным занятием всегда была работа. Теперь же врачи настоятельно рекомендуют найти хобби – чтобы отвлечься. Я до сих пор постоянно работаю, голова всё время занята разными вопросами. Но уже стараюсь выделять время на что-то помимо работы: например, на общение с друзьями и на стратегическое планирование, но уже не бизнес проектов, а ходов в тавли (нарды – прим. ред.). Решил наконец научиться играть – оказалось, очень увлекательно!
Беседовала Наталия Кардаш