В 2019 году указом Президента Республики Кипр была создана не обычная должность: ведущий ученый страны – National Chief Scientist for Research & Innovation. Занял ее Кириакос Коккинос. К тому моменту на Кипре уже был Национальный совет по исследованиям и инновациям, отвечающий за развитие этой сферы. Зачем понадобились отдельное назначение, отдельный офис, новая команда? Эти и другие вопросы мы задали лично ведущему ученому.
СУТЬ ИДЕИ – ЭКОСИСТЕМА
– Такой должности, как ваша, в стране еще не было. В чём причины ее появления именно сейчас? Какие задачи перед вами поставлены?
– Исследования и инновации являются движущей силой для любой экономики: они повышают конкурентоспособность, способствуют социальному процветанию, открывают новые возможности. Создается новая компания, запускается пилотный проект, появляется новый продукт или услуга – и в итоге идея превращается в источник дохода. Однако этот процесс – то, что мы называем «вывод идеи на коммерческий рынок», – совсем не прост.
В Европе исследования и инновации в большинстве случаев отделены друг от друга. Исследовательские институты ограничиваются публикацией результатов своих исследований в научных изданиях и не переходят
к следующей стадии. Ведь это значит, что нужно создать компанию, найти начальный капитал, привлечь инвес-торов. Правительство Кипра решило разработать концепцию, стратегию общего развития и механизм для сог-ласованной работы всей системы. Это позволит нам использовать инновации, инвесторов, административный ресурс и расширить производительную базу нашей экономики. Сейчас мы как страна специализируемся на туризме и финансовых услугах. А объединение идей и инвестиций поможет развивать новые области, делать их экономически конкурентоспособными.
Срок моих полномочий истекает вместе со сроком полномочий президента страны. Я представляю собой политическую единицу, ответственную за развитие экосистемы исследований и инноваций. Что собой представляет эта экосистема? Она включает как университеты и исследовательские центры, у которых есть потенциальные возможности создавать знания, так и бизнес-сообщества, производственный сектор, государственный сектор, то есть получателей знаний. Кроме этого есть финансовые институты, венчурные капиталы. И наша задача – объединить их и создать систему поддержки.
КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
– Какой элемент этой системы будет ведать организационными вопросами? Например, если в процесс вовлечены иностранцы, то сразу возникают миграционные, налоговые формальности.
– Все эти вопросы решаются на правительственном уровне, и стратегия учитывает их. В качестве руководителя направления исследований и инноваций я координирую работу со всеми министерствами, взаимодействую с политиками и чиновниками. Кроме того, существует Фонд исследований и инноваций (до апреля 2019 года – Фонд содействия научным исследованиям. – прим. ред.), в рамках которого реализуется программа поддержки исследовательских институтов и компаний. Раньше эти вопросы курировались различными министерствами – финансов, образования, торговли, транспорта. Но теперь вся работа скоординирована и согласована. Разработаны подробные инструкции и стратегии, например, в области налогообложения иностранцев. Кроме того, мы намерены соединить нашу экосистему с системами других стран и начали с Израиля, России и Великобритании.
– Это та же программа для стартапов, которая была объявлена несколько лет назад?
– Не совсем. Это ее улучшенная, более привлекательная версия.
КРУПНЫЕ ИГРОКИ ПРИДУТ НА КИПР
– Речь идет о головных офисах или это могут быть филиалы крупных международных компаний?
– Зарубежным – в том числе и российским – компаниям не обязательно переносить на Кипр головной офис. Это могут быть подразделения, представительства и т. д. Они получат целый ряд выгод, в том числе помощь в решении организационных вопросов, как, например, аренды офиса или подбора персонала.
Сейчас мы анализируем свои сильные и слабые стороны и изучаем ситуацию в других юрисдикциях, в частности на Мальте, в Ирландии, Люксембурге. Можно сказать, что наши налоговая система, инфраструктура, интеллектуальный и человеческий капитал очень конкурентоспособны. Но у нас есть два минуса: неэффективная коммуникация между различными структурами и недостаточная связь с другими странами. Мы работаем над выправлением этих недостатков.
– Кипр – удобное и комфортное для проживания и работы место. Возможно, некоторые специалисты из соседних стран захотят переселиться сюда, если вам удастся выстроить систему должным образом?
– Мы стремимся стать связующим звеном между Израилем, странами Ближнего Востока, Северной Африки и Европы. По итогам переговоров с представителями из этих стран можно сказать, что они готовы сделать Кипр своей базой в сфере исследований и инноваций. Например, существует инициатива, посвященная проблеме изменения климата в регионе. Иордания, Израиль, Египет, Сирия, Кипр – для всех нас эта проблема очень актуальна. Вместо того, чтобы бороться поодиночке, мы можем сотрудничать. Например, у Иордании есть прекрасные возможности для проведения исследований при помощи световых и лазерных лучей, у Кипра – первоклассные технологии в сфере физическо-химического анализа. Научный потенциал региона очень велик, и Кипр может стать если не центром реализации этого потенциала, то, по крайней мере, равноправным партнером.
ФИНАНСИРОВАНИЕ АВТОРОВ ИДЕЙ
– Приведите пример практических действий по реализации вашей стратегии.
– У нас есть комплекс программ RESTART 2016–2020 по предоставлению финансовой поддержки представителям бизнес-сообщества. К слову, российские компании, зарегистрированные на Кипре, тоже могут воспользоваться его преимуществами. Так, три целевых прог-раммы разработаны для поддержки предпринимателей, работающих в сфере инноваций, и еще две появятся в ближайшее время. Например, предприниматели, у которых есть перспективная идея для стартапа, могут получить финансирование на сумму до €100 тыс., и мы готовы поддержать до 40 идей, которые будут отобраны по итогам конкурса. Уже работающие компании, готовые вывести на рынок инновационный продукт, могут принять участие в конкурсе на получение гранта в размере €1 млн.
Информация о RESTART 2016–2020 доступна на портале iris.research.org.cy, а служба поддержки может предоставить дополнительную документацию. Через портал осуществляется и подача заявок на английском языке.
– По каким критериям продукт или услуга определяются как инновационные? Например, будете ли вы рассматривать проект, который уже существует в другой стране?
– Можно сказать: и да, и нет. Это очень хороший вопрос. Если вы берете чужую идею и адаптируете ее для решения какой-то конкретной проблемы, то такой подход подпадает под некоторые критерии финансирования. Есть специальная программа для поддержки тех, кто совместно с исследовательскими институтами или университетами Кип-ра работает над усовершенствованием готовой идеи или ее адаптацией под специфические потребности. Давайте в качестве примера возьмем борьбу с пожарами. Используем ли мы дроны для определения очага пожара? Да. Это инновация? Да. Это оригинально? Нет. Этой идее уже больше пяти лет. Но допустим, что на основе этой идеи появится что-то новое. Например, на дроне установят особенные сенсоры или разработают математическую модель, которая сможет в реальном времени прогнозировать масштабы развития пожара. Иными словами, вы берете готовое изобретение, но добавляете к этому ваши собственные идею и работу. Вот это уже будет и исследование, и инновация, а не просто копирование чужой идеи об использовании дронов на пожаре.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
– Как будут определяться области, в которых Кипру больше всего необходимы новые исследования и инновации?
– В этом нам будут помогать министерства: каждое должно выявить несколько проблем, требующих решения. А мы будем искать исполнителей. На сегодня предварительно определены следующие приоритетные секторы: климат; агротехнологии; цифровые технологии (финтех, искусственный интеллект, кибертехнологии, блокчейн); здравоохранение; морской сектор; космический сектор.
– Вы упомянули блокчейн. Как известно, Кипр собирается активно внедрять эту технологию и обязать компании использовать ее. Насколько такая цель осуществима в сегодняшних бюрократизированных реалиях?
– Прежде всего, следует отметить, что это не кипрская инициатива, а проект на уровне ЕС: Европейское партнерство в области блокчейна, ЕВР. Оно предусматривает создание общей платформы для изучения того, как блокчейн может использоваться в госсекторе. Я являюсь национальным представителем Кипра в EBP, и каждый квартал на встречах в Брюсселе обсуждаются возникающие вопросы. Моя задача – идентифицировать возможные области применения блокчейна на Кипре и рассказать о них коллегам по ЕВР, которые, в свою очередь, поделятся результатами аналогичной работы в своих странах. Это позволит выявить схожие потребности.
По итогам мы сформируем рабочие группы из представителей разных стран, распределим выполнение задач и расходы. Кипр, скорее всего, будет заниматься внедрением технологии блокчейна в Департаменте земельных ресурсов, а также в сфере KYC – «знай своего клиента», которая относится к финансовым технологиям. Еще одной возможной областью может стать сельское хозяйство, но здесь пока нет окончательной ясности.
Таким образом, если 27 стран предложат по три примера использования блокчейна, то мы сможем определить схожие потребности и совместными усилиями разработать пути внедрения этой технологии. Каждая страна внесет свой вклад в развитие и при этом сможет адаптировать полученное решение под собственные нужды.
БЛОКЧЕЙН НА КИПРЕ
– На данном этапе можно ли говорить о сроках внедрения технологии блокчейна на Кипре?
– Прежде всего, нужно сказать, что во всем мире применение блокчейна как таковое пока находится на стадии пилотных проектов, экспериментов. У этой технологии есть две стороны. Ввести все данные об объекте, услуге, продукте и т. п. несложно. Проблемы возникают там, где необходимо подтвердить достоверность этих данных. Предположим, речь идет о поставках кофе. Нам потребуется информация не только о том, какой фермер и на каком участке собрал урожай для этой партии, но и о поставщике семян, производителе удобрений, перевозчике, процессе перевозки и так далее. То есть речь идет обо всех этапах создания и доставки продукта до конечного потребителя. И в теории, блокчейн дает возможность получить всю эту информацию. Но на практике это не так просто. Поэтому я и говорю о необходимости вывести работу блокчейна на должный уровень, получить примеры его использования.
– Что вы думаете об информационной открытости, которую предлагает блокчейн? Если доступ к данным открыт всем, то скрыть что-то будет практически невозможно, ведь так?
– Да, совершенно верно. Как, например, работает Департамент земельных ресурсов в Великобритании? Любому, кто хочет купить недвижимость, доступна информация о том, когда она была построена, когда в последний раз ремонтировалась, по какой цене была продана ранее. Более того, то же можно узнать и об объектах, расположенных по соседству. В США и Дании пошли еще дальше и предоставили людям дос-туп к информации об уровне преступности в конкретном районе и о размере страховки на эту недвижимость.
– Не возникает ли конфликт между подобной открытостью информации и положениями о защите персональных данных? Например, не все хотят, чтобы информация о том, за сколько они купили дом, была доступна всему миру.
– Это определяется законодательством соответствующей страны. Согласно законам Великобритании это публичная информация, а на Кипре – нет. Использование блокчейна действительно поднимает вопрос о доступности информации, но в конечном итоге именно государство решает, какая информация будет открыта, а какая нет.
– Подводя итог нашей встрече, на что бы вы хотели обратить внимание наших читателей?
– Во-первых, на то, что Кипр активно занимается созданием базы для исследований и инноваций и развития бизнеса. Сам факт того, что у президента страны есть представитель по этим вопросам, подтверждает серьезность наших намерений. Кроме того, Кипр планирует стать региональным центром, объединяющим университеты, исследовательские центры, ученых, инвесторов и предпринимателей. Мы соединим идеи и инвестиции. И я, и моя команда готовы помочь всем заинтересованным лицам. Всю информацию о нас и наши контакты вы найдете на портале iris.research.org.cy.
Из выступления Кириакоса Коккиноса на российском форуме ПМЭФ-2017: «Блокчейн – это рождение новой экономики. Можно говорить о двух направлениях ожиданий от блокчейна: первое – это создание новой бизнес-модели, а второе – это ожидание большей прозрачности, точности, надежности и безопасности данных».
Из выступления Кириакоса Коккиноса на российском форуме ПМЭФ-2018: «Преобразования на рынке труда происходят не только из-за развития техники. Это еще и изменения демографической ситуации, климата, глобального потепления. Если вам нужен целостный подход, необходимо исходить из точки зрения трансформации образовательной системы. Нужно не просто иметь технические знания – например, как использовать робота, а такие, чтобы при этом оставаться занятым и востребованным».
Заседание Рабочей группы Российско-кипрской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, март 2018 года.
Во время этой встречи Кириакос Коккинос и Олег Дубнов, вице-президент и исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», подписали меморандум о сотрудничестве, который создает платформу для укрепления и развития совместных российско-кипрских проектов в таких приоритетных областях, как энергоэффективность, информационные и коммуникационные технологии, биомедицинские и промышленные технологии. Стороны также согласились обмениваться опытом в области создания инновационно-предпринимательского центра, управления инновационными городами, продвижения технических компаний.
Кириакос Коккинос: «Следующий шаг в развитии торгового партнерства между Россией и Кипром лежит в сферах науки и технологий. Мы хотим продвигать технологические инновации и заинтересованы в развитии стартапов, ИКТ, цифровой экономики, инноваций и импортировать российские информационные технологии на Кипр».