Джордж Хризохос: «Электроэнергия станет дешевле!»

 

До недавнего времени единственным производителем электроэнергии на Кипре была государственная Электрическая компания Кипра (ЕАС), занимаясь и производством, и доставкой, и сбытом электричества предприятиям и населению. Теперь ситуация изменилась.

О том, что нас ждёт в ближайшем будущем, мы побеседовали с руководителем группы компаний CyField Джорджем Хризохосом.

– Ваша компания строит первую на Кипре частную электростанцию, которая будет работать на газе, однако об этом проекте известно совсем немного. Расскажите, как появилась эта идея и на какой стадии находится её реализация.

– Всё началось со вступления Кипра в Евросоюз и внедрения европейской директивы о либерализации рынка электроэнергии. В самом начале было очень много препятствий, правительство медлило, и в ЕС начали терять терпение, угрожая штрафами. Поэтому сейчас необходимо в очень короткий срок инициировать открытие рынка. Отмечу, что в других странах Европы либерализация проходит в более мягком режиме, к примеру открывают только генерацию или только передачу электроэнергии, а Кипр намерен сразу внедрить все требования европейской директивы.

– Есть ли какой-то общий национальный план?

– На Кипре одновременно будут открыты функции как генерации электроэнергии, так и её сбыта, и это первый такой случай в Европе. Либерализация энергорынка открывает большие возможности. И наша компания решила выйти на этот рынок, так как в одной сфере – строительстве – мы уже преуспели, и теперь нужно найти другую отрасль для вложений. Cyfield – инженерная компания, а производство электроэнергии – в значительной степени инженерный проект. Чтобы добиться успеха, нам нужно быть вертикально интегрированными, включая циклы от генерации до сбыта. Уже на первом этапе газовая электростанция, которую мы строим в районе Василико–Мари, будет давать 250 МВт. Одновременно мы создаём коммунальное предприятие, основной задачей которого будет сбыт электроэнергии, производимой этой электростанцией. Таким образом, мы будем конкурировать непосредственно с ЕАС по всем направлениям.

– Однако энергосеть по-прежнему принадлежит ЕАС. Вы будете пользоваться её мощностями?

– Совершенно верно. Рынок электроэнергии состоит из четырёх функциональных сегментов. Это генерация, передача, распределение и сбыт конечному потребителю.
В ходе либерализации станут конкурентными только сегменты генерации и сбыта, то есть два сектора, в то время как промежуточное звено – передача и распределение электроэнергии – останется регулируемым, так как сеть принадлежит ЕАС. Нюанс в том, что у Электрической компании Кипра не будет полного контроля над этими сегментами, ведь это приведёт к конфликту интересов. Поэтому функции передачи и распределения будут контролироваться независимыми операторами: TSO – оператор системы передачи и DSO – оператор системы распределения. Сейчас они являются подразделениями ЕАС, но идёт процесс их вывода в независимые структуры. Можно сказать, что они будут арбитрами между производителями и поставщиками. Существует также регулирующий орган, которым является Энергетический регулятор Кипра CERA. Он устанавливает правила работы рынка и участия в нём различных предприятий.

– Ваше производственная единица станет первой на Кипре. То есть можно сказать, что это уникальный проект?

– На сегодняшний день мы единственные независимые производители, использующие для генерации электроэнергии горючие полезные ископаемые. В остальном, на Кипре уже существуют и планируют начать работу много других поставщиков, прежде всего в сегментах ветряной и солнечной энергетики.

– Возможно ли, что электроэнергии будет производиться больше, чем необходимо острову? Что произойдёт в этом случае?

– Существует общее правило, которое гласит, что ЕС не позволяет производить более 10% сверх максимальной мощности, так как 10% является хорошим резервом. Все поставщики в ЕС взаимосвязаны между собой, поэтому при необходимости они могут просто купить электричество в другой стране. Кипр – это остров с изолированной энергосистемой, поэтому CERA разрешила производить на 20% больше того, что мы потребляем. Но 20% – это предел, например, если пик потребления на Кипре составляет 1 000 МВт, нам позволено иметь мощностей только на 1 200 МВт. Причина, по которой они это делают, заключается в том, что они не хотят, чтобы рынок обвалился. Таким образом, на Кипре не будут появляться производители, как грибы после дождя.

– Расскажите о технической стороне реализации такого крупного проекта, как электростанция.

– В декабре 2017 года мы купили компанию, уже получившую соответствующую лицензию. У нас имелся подходящий участок, было общее стратегическое видение. По требованию регулятора мы начали со строительства подъездной дороги – это позволило нам получить лицензию на строительство непосредственно станции. Согласно просьбе государственного регулятора мы будем раз в два месяца встречаться и рапортовать о прогрессе работ по строительству станции. Регулятор должен быть уверен, что всё идет по плану и к 2021 году всё будет готово, станция начнёт работу. Ожидается повышение спроса на электроэнергию, и Кипру очень нужны дополнительные мощности. Мы уже провели необходимые предварительные работы – экскаваторные, земляные, – подготавливая площадку для турбин и генераторов. Параллельно ведётся строительство административных построек, ограждений, контрольно-пропускного пункта, складских помещений и т. д. На сегодняшний день мы уже готовы к закладке фундамента для турбин. Если всё пойдёт по плану, нам, возможно, удастся сократить сроки установки до 24 месяцев – это рекорд для такого рода строительства.

– На когда намечено начало работы станции?

– На первую половину 2021 года. Пока что мы рассчитываем начать производство с января–марта 2021 года.

– Учитывая грядущую либерализацию рынка, каков ваш прогноз его дальнейшего развития? Как происходящее скажется на стоимости электричества для конечных потребителей?

– Как известно, в последнее время цены растут, поскольку дорожает топливо. К сожалению, сегодня 92% электроэнергии на Кипре генерируется с использованием мазута и дистиллятного дизельного топлива, стоимость которых высока. Запущено немало проектов в сфере альтернативной энергетики, но в целом этот сектор развивается крайне медленно, ведь у него нет адекватной финансовой поддержки.

На мой взгляд, достижение поставленных ЕС целей – к 2020 году обеспечить генерацию 16% всей электроэнергии на Кипре за счёт альтернативных источников – является очень сложной задачей. Ведь станции, использующие возобновляемые источники, не имеют накопительных мощностей и при этом в большой степени зависят от погодных и климатических условий. Если, например, перестаёт дуть ветер, то производительность ветряных турбин сразу значительно снижается. То же можно сказать о фотоэлектрических панелях, когда солнечная погода сменяется облачной. А значит, тепловые станции необходимы, мы просто не можем обойтись без них ввиду нестабильности возобновляемых источников. Мы сможем эффективно совмещать работу проектов альтернативной энергетики и тепловых электростанций независимо от погоды и уровня потребления.

Следует отметить, что газовая электростанция может очень быстро подстраиваться под спрос. Запустить её можно за десять минут, что несравнимо с паровыми турбинами на тяжёлом топ-ливе, которые работают на станциях ЕАС: они очень медленные, и нужен день, чтобы раскрутить их с нуля до полной мощности. Думаю, логично предположить, что в долгосрочной перспективе на Кипре появится ещё несколько электростанций, подобных нашей, – две или три, не больше. Продолжится развитие станций альтернативной энергетики с накопительными мощностями. В итоге все три сегмента – традиционные электростанции, газовые и альтернативные – поделят объёмы генерации примерно поровну.

Сейчас львиная доля энергорынка приходится на ЕАС, поэтому и цены такие высокие. Компания формирует цену по принципу «издержки плюс фиксированная прибыль», то есть независимо от себестоимости продукции они добавляют свою фиксированную маржу. Но так современный конкурентный рынок не работает. После окончательной либерализации рынка ещё несколько поставщиков, таких, как мы, выйдут на рынок и окажут некоторое давление на ЕАС, что в результате приведёт к значительному снижению цен на электроэнергию.

– Предвидя такое развитие событий, вы стремитесь первыми выйти на этот новый рынок – как вы думаете, вам удастся это сделать?

– Закладка электростанции намечена на январь-февраль 2019 года. Но точная дата пока не определена: мы ждём подтверждения от Администрации президента – для нас важно, чтобы Никос Анастасиадис лично присутствовал на этой церемонии.

Позвольте мне привести в пример несколько наших проектов, чтобы показать скорость, с которой мы сейчас работаем. В Лимассоле мы запустили строительство комплекса The Arc-ship прежде, чем все остальные начали думать о строительстве высотных зданий. В здании 360 в Никосии мы начали закладывать фундамент год и пять месяцев тому назад, а сегодня уже заканчиваем 25 этаж с учётом трёх подземных этажей парковки. То есть, мы возводим один этаж за 11 дней! Это рекордное время, ведь площадь каждого этажа 750 м2. Мы работаем по 100 часов в неделю в две смены, с 6:00 до 14:00 и с 14:00 до 22:00, каждый день, включая выходные. У нас более 400 работников и инженеров и самое лучшее оборудование.

Мы можем выполнить любой проект в сжатые сроки и благодаря вертикальной интегрированности компании:

у нас есть своё производство асфальта, бетона, гравия, песка, а также керамических материалов, сантехники. То есть, если нам что-то нужно, мы не зависим от поставщиков.

Замечу, что мы занимаемся и проектами общественного значения. Это, например, реконструкция набережной Пьяле Паша в Ларнаке, восстановление муниципального театра в Никосии, расширение Mall of Cyprus и десятки других, менее масштабных, но не менее перспективных проектов.

– Остаётся пожелать вам удачи и ждать скорейшей либерализации рынка электроэнергии, от которой, хочется надеяться, потребители только выиграют.

– Спасибо! Я уверен, что позитивные изменения в этой сфере приведут не только к повышению уровня качества обслуживания и снижению цен, но и усилят конкурентоспособность туристического и производственного секторов, деятельность которых очень энергоёмка. Если стоимость электроэнергии понизится, то и цены на услуги и товары станут более привлекательными как для внутреннего, так и для внешнего рынков.

 

Группа Cyfield является интегрированной группой компаний и одним из ключевых игроков в строительном секторе Кипра, работая во всех направлениях, от застройки земли и выполнения подрядных работ до производства материалов и комплектующих и обслуживания энергетических проектов. Штат компании насчитывает более 250 специалистов, развита партнёрская сеть. Основная деятельность группы сосредоточена на Кипре, однако реализуются проекты в Греции (строительство жилых и коммерческих объектов) и в Египте (масштабное дорожное строительство).

Среди знаковых проектов Cyfield Group: высотное здание The Arc-ship в Лимассоле, 360 – самое высокое здание Никосии, мост через дамбу Гермассойи, дорога от порта Лимассола до автострады, мультифункциональный парк в Лимассоле (набережная Молос) и другие.

 

  • Read 1659 times