С 1 марта Наташа Пилидис возглавляет новую правительственную структуру – Подминистерство шипинга. В задачи этого ведомства входят разработка и реализация государственной политики в области судоходства, модернизация государственных услуг, предлагаемых шипинговым компаниям, а также продвижение Кипра в качестве международного морского центра. Мы встретились с министром Пилидис сразу после её назначения и обсудили роль Кипра в мировом судоходстве.
– Подминистерство шипинга пришло на смену Департаменту судоходства. В чём разница между этими структурами, что изменилось с появлением подминистерства?
– Департамент торгового судоходства находился в подчинении Министерства коммуникаций и общественных работ Кипра. В связи с загруженностью последнего, департамент выполнял скорее техническую роль. Однако шипинг объединяет целый ряд узких направлений, начиная от портового управления и заканчивая юридическими, налоговыми и регистрационными вопросами. Именно эти вопросы в полном объёме теперь решает подминистерство.
Сейчас мы занимаемся созданием подразделения развития, задачей которого станет постепенная реализация стратегии Кипра в шипинге. Мы также продолжаем реструктуризацию Департамента судоходства. Конечная цель – добиться оперативного выполнения задач. Чтобы сделать работу Подминистерства эффективной, мы ведём постоянный диалог с представителями частного сектора.
– Каково, на ваш взгляд, будущее Кипра в шипинговой индустрии?
– Я надеюсь, что блестящее! Шипинг – одна из самых надёжных статей дохода: на протяжении многих лет на него приходится около 7% ВВП Кипра. Анализ тоннажа судов, зарегистрированных на Кипре, показывает тенденцию роста. И этот рост сохраняется, несмотря на местный и глобальный, а также общеотраслевой экономический кризис последних лет. Развиваются сопутствующие услуги – логистические, финансовые, страховые и юридические. Наша задача как подминистерства – поддерживать эту тенденцию. Крайне важно, чтобы Кипр оставался шипинговым центром полного цикла с качественным обслуживанием.
– Какое место сейчас занимает Кипр на международном рынке?
– На протяжении многих лет шипинг был одной из визитных карточек Кипра. В настоящее время кипрский реестр занимает десятое место в мире и третье – в Европейском союзе, а сама отрасль является второй по величине в мире, несмотря на эмбарго, введённое Турцией в 1987 году и запрещающее заход судов с кипрским флагом в её акваторию. Со снятием этих санкций позиция Кипра в шипинге укрепится.
Индустрия ищет ответ и на другие вызовы бизнес-среды. Например, необходимо непрерывное внедрение современных технологий и усиление безопасности – только так можно сохранить репутацию надёжного партнёра. Мы должны быть полностью уверены в том, что наши услуги соответствуют ожиданиям и запросам клиентов.
– Каков ваш прогноз для кипрского шипинга на вторую половину 2018 года?
– Мир меняется с большой скоростью, и Кипр должен постоянно искать новые способы показать свои преимущества. Как подминистерство мы продолжим проводить консультационные встречи с представителями различных местных шипинговых компаний. Таким образом мы создаём комфортную бизнес-среду, где подминистерство играет роль помощника, с которым можно обсудить проблемы или перспективы.
Подобные встречи в формате брифинга, которые мы проводим примерно раз в три недели, уже дали результаты. На 2018 год запланировано несколько изменений, разработанных совместно с частным сектором. Так, мы готовы объявить тендер на ребрендинг – необходимо разработать стратегию продвижения страны как шипингового центра. Цельный образ даёт преимущество на рынке, и для Кипра это очень важно. Для нас большой интерес представляет Азия, а потому мы хотим обеспечить там своё присутствие. На данный момент у Кипра есть представительства в Бельгии, Германии, Великобритании, Нидерландах, Греции и США. В планах – открытие офиса в Гонконге. Реализация этой идеи потребует времени, но польза бесспорна.