Со времён «большого взрыва» Кипрской фондовой биржи почти два десятилетия назад очень немногим финансовым компаниям удалось пережить кризис и последовавший за ним четыре года назад обвал банковского сектора. Однако компания Demetra Investments оказалась устойчивее и сильнее рынка. В подтверждение тому, Demetra Investments Public Company Ltd (DI), управляющая €120 млн активов, уже давно известна как крупнейшая инвестиционная компания, зарегистрированная на Кипрской фондовой бирже (CSE).
Никос Михаэлас, обходительный киприот с докторской степенью в области финансовой экономики (Manchester Business School), является одним из самых опытных инвестиционных менеджеров в стране. Он присоединился к DI в 2005 году и быстро поднялся по служебной лестнице, заняв пост генерального директора одного из крупнейших местных институциональных инвесторов.
– Давайте начнём с вопроса, которым задаются многие инвестиционные менеджеры. Когда появляется инвестиционная возможность, что именно помогает вам понять, нужна ли эта инвестиция в вашем портфеле?
– Это ли не вопрос на миллион долларов! Прежде всего, мы пытаемся определить перспективы и риски, которые влечёт за собой каждая инвестиция. Каковы источники доходов и их качество? Насколько устойчива доходность капитала? Насколько ликвиден актив и как он может повысить эффективность нашей деятельности или уменьшить её волатильность? Наша основная цель – создать доходность в долгосрочной перспективе для 150 тысяч наших инвесторов, однако мы также оцениваем эффект, который инвестиция может оказать на нашу текущую деятельность и баланс. Мы тратим огромное количество времени, как на уровне менеджмента, так и на уровне Совета директоров, пытаясь понять рынок той или иной инвестиции и оценить соотношение риска и доходности по ней. Оценка ситуации всегда остаётся в центре внимания. Иногда мы делаем ошибки, инвестируя чуть раньше либо чуть позже, однако в большинстве случаев нам всё удаётся.
– Каким был самый главный урок в вашей карьере?
– Оставаться сосредоточенным на нашей стратегии и быть готовым к быстро меняющейся экономической среде. Возможно финансиализация мировой экономики и породила больше возможностей, но при этом она и увеличила риски. Вслед за банковским кризисом на Кипре, в Европе был принят ряд мер и новых директив, которые в корне изменили общепринятое представление об управлении ликвидностью для различных типов институциональных инвесторов и управляющих фондами. Приведу пример: раньше мы верили, что для простых процентных депозитов потенциальное банкротство банка не страшно. Однако теперь это не так. На самом деле, депозиты свыше €100 тыс. – это финансовый продукт с низкой рентабельностью и средним риском. Профессионалу в сфере инвестиций казалось немыслимым беспокоиться о депозитах в евро в европейском банке. Но сейчас это риск, пусть и маловероятный, который необходимо учитывать каждому менеджеру.
– Какова ваша инвестиционная стратегия?
– Наша цель, конечно же, состоит в том, чтобы максимизировать стоимость акционерного капитала за счёт долгосрочного устойчивого дохода. Наша стратегия – диверсифицировать инвестиции, создавая средне- и долгосрочные позиции в компаниях, которые предлагают постоянный качественный доход и удовлетворяют ряду других критериев. У нас есть стратегические инвестиции в крупнейших бизнес-организациях на Кипре, часть которых ведут деятельность на международном уровне. В основе этих инвестиций – стратегия регулярных дивидендов.
Помимо того, большая доля нашего инвестиционного портфеля приходится на доходные коммерческие объекты недвижимости в деловых центрах страны. Стабильный и устойчивый доход в долгосрочной перспективе – это стратегия, лежащая в основе наших инвестиций в недвижимость.
Мы также уделяем внимание инвестициям, относящимся к категории кризисоустойчивых или имеющих глобальную клиентскую базу. Примерами могут служить наши инвестиции в опреснительные станции и в NIPD – биотехнологическую компанию, которая всего лишь в прошлом году с большим успехом запустила свою пренатальную диагностику синдрома Дауна, известную как Veracity.
Банковский кризис породил инвестиционные возможности, которые в докризисную эпоху были нам недоступны. Мы сыграли ведущую роль в капитализации Hellenic Bank – одного из системных банков страны, – приобретя долю, о покупке которой ещё пару лет назад и мечтать не могли. В настоящее время мы входим в число крупнейших акционеров Hellenic Bank, третьего по величине банковского учреждения на Кипре. Не скрою, что работа банка не оправдала наших ожиданий. Тем не менее быстрое улучшение экономической среды и решительность правительства в сфере реализации реформ внушают оптимизм в банковском секторе. Как один из основных акционеров, мы должны делать больше, чтобы помочь Hellenic Bank справиться с текущими проблемами. В конце концов, все мы в одной команде.
– Какова была самая важная новость 2016 года в инвестиционной сфере на Кипре?
– В последний год существенные успехи можно было наблюдать практически в каждом секторе экономики, частично благодаря реформам, а отчасти из-за повышения спроса из-за рубежа. Даже ослабевший было строительный сектор окреп. Как ожидается, показатель экономического роста в 2016 году превысит 2,7%. Однако самая важная новость в инвестиционной сфере – это, конечно, изменение прогноза некоторых рейтинговых агентств по кипрской банковской системе с негативного на позитивный. По мнению Moody's, восстановление экономики Кипра сделает банки прибыльными и улучшит слабое качество их активов.
– Каковы ваши экономические ожидания на 2017 год? Какие сферы или проекты принесут больше прибыли инвесторам?
– Благодаря повышению кредитного рейтинга международными рейтинговыми агентствами, кипрская экономика постепенно приближается к инвестиционному уровню. Его достижение создаст многочисленные преимущества для экономики и инвестиционной сферы. По моим прогнозам, местная экономика достигнет инвестиционного уровня в течение 2017 года; это позволит снизить будущие государственные расходы по займам и вновь привлечёт иностранных институциональных инвесторов на Кипр. Приток прямых иностранных инвестиций в страну будет поддержан новым капиталом, что, в свою очередь, положительно отразится на рентабельности и повысит качество активов в банковском секторе. Это станет стимулом для всей экономики и – я уверен – повлияет на уровень безработицы. Более того, возможное решение кипрской проблемы повлечёт кардинальные перемены не только с политической и геостратегической точки зрения, но и в экономическом плане, с потенциальными огромными преимуществами в энергетическом и банковском секторах, а также в секторах торговли, судоходства и недвижимости.