Аграрный сектор нуждается в модернизации и реструктуризации, уверен министр сельского хозяйства Кипра Никос Куялис. В эксклюзивном интервью журналу «Успешный бизнес» он рассказывает о том, как обстоят дела в этой сфере на сегодняшний день, чего стоит ожидать в 2016 году, есть ли надежда на то, что сельское хозяйство на Кипре будет процветать и снабжать остров всем необходимым. Мы поговорили и о том, какие меры принимаются на Кипре для охраны окружающей среды, в том числе морской экосистемы, как развивается традиционная и «зелёная» энергетика, а также о том, как Кипр планирует привлекать аграрный сектор инвесторов из РФ.
– Не могли бы вы для начала в двух словах описать положение дел в сельском хозяйстве Кипра?
– С 2000 года кипрская экономика характеризуется ростом главным образом в сфере услуг. Несмотря на это, сельское хозяйство остаётся одной из базовых отраслей в силу своей многофункциональности: помимо непосредственно производства продуктов питания, оно тесно взаимосвязано с транспортом, тяжёлой промышленностью, розничной торговлей, а также имеет большое значение для сохранения окружающей среды. Кроме того, важную роль эта отрасль играет в повышении уровня жизни в сельской местности.
Под сельскохозяйственные нужды задействовано 118 400 га земли (по данным на 2010 год), из них 99% находится в частной собственности. При этом по последним данным, 75% сельскохозяйственных угодий имеют площадь менее 2 га, и лишь 1,6% – более 30 га. Столь небольшой размер угодий препятствует проведению эффективной инвестиционной политики; остро требуется укрупнение земельных участков во всех секторах (за исключением цитрусовых и картофельных ферм).
В целом, весь аграрный сектор нуждается в модернизации и реструктуризации. Такие факторы, как сухой и жаркий климат, низкое плодородие почв, нехватка воды обусловливают низкий уровень конкурентоспособности сельского хозяйства Кипра. Важно отметить, что только 2,6% фермеров – моложе 35 лет. Старение населения и низкий уровень образованности в сельской местности, безусловно, тормозит введение каких-либо инноваций.
– На ваш взгляд, какие направления в сельском хозяйстве сейчас процветают?
– Несмотря на большую проблему нехватки воды, климат острова даёт фермерам ряд преимуществ. Самыми важными для Кипра сельскохозяйственными продуктами являются традиционные для Средиземноморья оливки и оливковое масло, картофель (раннего урожая), овощи, цитрусовые, вина. Урожай кипрского картофеля можно экспортировать в страны Северной Европы уже в марте, тем самым опережая на несколько недель тамошних прозводителей. Ежегодно в больших количествах экспортируются вино и продукты из винограда. Однако правительство полагает, что долю экспорта можно было бы значительно увеличить за счёт рыбы и мяса.
Текущая политика Правительства Кипра ориентирована, прежде всего, на повышение качества производимых продуктов. Тот факт, что сыр халлуми может получить статус защищённого обозначения происхождения (PDO), подчёркивает, что Кипр может производить уникальные продукты.
Сейчас мы активно работаем над регистрацией ряда кипрских продуктов (оливковое масло, фрукты, овощи, картофель) и присвоением им географического указания происхождения (PGI). Это поможет упрочить репутацию Кипра как источника высококачественных продуктов питания, за которые потребитель готов будет платить больше. Мы хотим подчеркнуть уникальность нашей продукции с тем, чтобы Кипр смог занять достойное место на гастрономической карте Европы.
Регистрация таких продуктов, как халлуми, сосиски «луканико» из Пафоса, ветчина «лундза», копчёная свинина «хиромери» из Питсильи, колоказия (таро) «колокаси» из Сотиры, розовая вода из Агроса, будет иметь множество положительных последствий. Она приведет к развитию сельских общин, увеличит доходы фермеров, позволит создать новые малые и средние предприятия и, соответственно, рабочие места, а также повысить уровень жизни в сельской местности в целом.
– В свою очередь, есть ли отрасли, не пережившие последний кризис?
– Негативное влияние экономического кризиса на Кипр, в том числе на сельскохозяйственный сектор, сложно преувеличить. Тем не менее сельское хозяйство пережило эти тяжёлые времена. Конечно, у некоторых секторов перспективы лучше, чем у других, но в конечном итоге всё зависит от тенденций на рынке.
Хорошим примером является винодельческая отрасль. Несколько десятилетий назад площадь виноградников была в два раза больше, чем сейчас. Основные сорта винограда характеризовались высокой урожайностью, но низким качеством. В конце ХХ века многие призывали вообще свернуть виноградарство на Кипре. Однако увеличение внутреннего и внешнего спроса на местные высококачественные вина, а также новая стратегия развития отрасли привели к созданию новой модели производства. Сегодня виноградарство и виноделие – два процветающих сектора сельского хозяйства.
– Из вашего опыта, существуют ли какие-то распространённые стереотипы и недопонимание среди общественности Кипра в отношении сельского хозяйства?
– Безусловно. Например, бытует мнение, что сельское хозяйство играет в экономике второстепенную роль, поскольку его вклад в ВВП страны не столь значителен. Это в корне неверно, и дело здесь не в экономических показателях. Само слово «агрокультура» буквально означает культуру возделывания земли – это очень ёмкое понятие. Сейчас, как никогда прежде, сельская местность притягивает горожан: именно туда они приезжают «подзарядить батареи», найти покой и отдохнуть от бешеного ритма жизни в городах.
Важно понимать, что эта культура и ощущения, создаваемые сельскими пейзажами, «живут» благодаря людям, занятым в сельском хозяйстве. И мы обязаны предоставить этим людям возможность и дальше заниматься любимым делом на достойном уровне, с заботой об окружающей среде. Необходимо признать ключевую роль фермеров в поддержании местных традиций и культуры.
Для меня и моих коллег работа с сельскохозяйственным сектором – настоящий вызов, особенно сейчас, когда мы должны производить больше с меньшими затратами! Каждый сектор, от садоводства и животноводства до рыболовства и лесоводства, имеет огромное значение – социальное, экономическое и экологическое. В центре аграрной реформы Кипра, как и других стран-членов ЕС, – национальная программа развития сельского хозяйства на период с 2014 по 2020 годы. Она предусматривает принятие самых разных мер. Среди них, например, финансовая поддержка при открытии новых предприятий, передача знаний и информации, инвестиции в материальные активы, развитие фермерства и агротуризма. Большое внимание уделяется последующему сотрудничеству, а именно созданию территориальных объединений и сетей, развитию системы снабжения и местного рынка. Я верю, что в скором времени молодое поколение киприотов придёт на смену старшим и воспользуется возможностями, предоставляемыми нашей специальной программой. Это положит конец мифу о том, что фермерство – удел пожилых.
– Одним из громких событий стала подача заявки на регистрацию халлуми как продукта с защищённым обозначением происхождения. Есть ли какие-то подвижки в этом вопросе?
– До конца октября 2015 года все заинтересованные стороны, как из ЕС, так и третьих стран, могли опротестовать нашу заявку. Нам известно, что было подано как минимум три возражения – из Великобритании, США и Австралии; возможно, их было и больше – сейчас мы ожидаем официальную информацию от Еврокомиссии. У подавших протест есть два месяца, чтобы обосновать своё заявление. После этого Комиссия пригласит заявителя, то есть Кипр, и его оппонентов для проведения совместных консультаций. Период консультаций не должен превышать трёх месяцев.
По результатам будет вынесено итоговое решение. Хочу отметить, что предоставленный Кипром пакет документов содержит все данные, необходимые для подтверждения обоснованности нашей заявки. Мы убеждены, что к лету 2016 года халлуми получит статус PDO.
– В вашем ведении находится не только сельское хозяйство, но и состояние и защита окружающей среды. Какие усилия предпринимаются в этой не менее важной области?
– Прежде всего, Кипр полностью выполнил указания по организации контроля качества воды в районах массового купания (2006/7/EC). Соответствующие службы контролируют качество воды в 113-ти прибрежных районах. За последние десять лет большинству из них был присвоен высший знак качества. Так, в 2015 году 57 пляжей на Кипре были удостоены почётным знаком «Голубой флаг».
Это предмет нашей гордости, ведь качество морской воды имеет огромное значение как для здоровья отдыхающих, так и для сохранения морской экосистемы. В прибрежных водах Кипра обитают представители самых разных видов флоры и фауны. Некоторые находятся под охраной, например, «посидония океанская» (Posidonia oceanica); её можно найти вдоль всего побережья Кипра на глубине от 5 до 45 метров. Это растение образует настоящие морские «луга», в которых живёт множество мелких рыб и животных.
В летний сезон на пляжах Кипра откладывают яйца два редких вида морских черепах, каретта-каретта (Caretta-Caretta) и зелёная черепаха (Chelonia Mydas). Благодаря нашим усилиям количество гнёзд у каретта-каретта увеличивается, у зелёных черепах – остаётся стабильным. Кроме того, в кипрских водах был обнаружен средиземноморский тюлень-монах (Monachus monachus). Популяция данного вида не превышает десятка особей. В 2011 году было официально зафиксировано их размножение.
Становится ясно, что создание вокруг Кипра морской заповедной зоны необходимо для защиты богатейшей экосистемы и для сохранения исчезающих видов животных. Кроме этого мы особенно гордимся наличием специальных защищенных районов, входящих в европейскую природоохранную сеть Natura 2000. Посему мы сделаем всё возможное, чтобы это природное наследие было сохранено для последующих поколений.
– Кипр неоднократно критиковали за «неэкологичный» энергетический сектор. Какова ситуация на сегодняшний день?
– Согласно последним прогнозам, к 2020 году Кипр намного превысит стоящую перед ним цель по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Уже сейчас уровень выбросов на 31% меньше допустимой квоты, установленной «Решением о совместных усилиях» Европарламента. Кроме того, постоянно увеличивается доля возобновляемых источников энергии (8,1% от общего объёма производства электроэнергии в 2013 году). С уверенностью можно утверждать, что цель – 13% ВИЭ к 2020 году – будет достигнута.
В настоящий момент ведётся разработка так называемой «Стратегии Кипра по снижению выбросов углерода в атмосферу» – комплекса мер в области энергетики и климата на период после 2020 года. Она ставит перед собой пять основных целей:
1) выполнение международных и европейских обязательств, закреплённых в Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киотском протоколе и законодательной базе Евросоюза;
2) сокращение выбросов углекислого газа, в особенности за счёт отказа от использования природного ископаемого топлива;
3) связывание углерода атмосферы;
4) поддержка исследований и инновационных разработок в сфере изменения климата;
5) повышение уровня осведомлённости населения.
Кроме того, был создан специальный комитет, целью которого является детальный анализ действующих политик и процедур и создание оптимальной стратегии по сокращению вредных выбросов в атмосферу на период до 2050 года. Ключевая роль в этом деле отводится энергетическому сектору, ведь именно на него приходится основная доля вредных выбросов. Национальная стратегия Кипра в области ВИЭ и увеличения энергоэффективности разрабатывается при технической поддержке зарубежных институтов – международного агентства по возобновляемой энергии (IRENA) и объединённого научно-исследовательского центра (JRC).
Совсем недавно было решено принять во внимание и такие возможные области использования ВИЭ, как отопление, охлаждение и транспорт. Важно и то, что в рамках реализации нашей стратегии мы сможем создать новые «зелёные» рабочие места и снизить зависимость от импорта энергоресурсов.
О сотрудничестве с Россией
«Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачёв пригласил меня на открытие 17-й сельскохозяйственной выставки “Золотая осень”, проходившей в Москве 8-15 октября 2015 года. Там мы обсудили вопросы по укреплению связей между двумя странами в первичном секторе производства и договорились о создании специального двустороннего комитета, который “подготовит почву” для плодотворного сотрудничества после отмены санкций.
Кроме этого у меня была возможность встретиться с рядом частных инвесторов, заинтересованных вкладывать средства в сельское хозяйство Кипра, особенно в молочную отрасль. После моего визита в Россию состоялась ещё одна встреча, на Кипре; сейчас ведётся рассмотрение полученных предложений».