Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег, известный как МАНИВЭЛ, констатировал частичный прогресс и незначительные недостатки Кипра. Страна работает над тем, чтобы соблюдать стандарты. Речь идет о стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Кипр соответствует всем рекомендациям
Кипр «полностью» соответствует 16 из 40 рекомендаций ФАТФ, соответствует «в целом» — 20 рекомендациям, соответствует «частично» четырем рекомендациям. Последние касаются некоммерческих организаций, банков-корреспондентов, новых технологий и полномочий органов прокуратуры и следствия. Отмечается, что нет ни одной рекомендации, которой Кипр бы не соответствовал вовсе. «Кипрские власти приняли меры, направленные на повышение уровня соблюдения рекомендаций ФАТФ в отношении НКО, поставщиков услуг криптовалюты и полномочий следственных и прокурорских органов, но небольшие недочеты остаются. Кипру рекомендуется продолжать свои усилия по устранению этих недостатков», ― говорится в отчете МАНИВЭЛ.
Что улучшил Кипр в последнее время?
В отчете рассматривался ряд законодательных, нормативных и институциональных мер, принятых кипрскими властями в отношении:
― оценки рисков и надзора за некоммерческим сектором,
― полномочий следственных органов по мониторингу телекоммуникаций,
― внедрения методов контролируемой доставки наличных денег и оборотных инструментов на предъявителя,
― выявления фиктивных активов.
«Власти предприняли некоторые шаги по оценке риска финансирования терроризма некоммерческим сектором и усилили свой надзор, но эти меры не были реализованы в полной мере», ― считают эксперты.
Что ещё нужно исправить?
Также МАНИВЭЛ отмечает существенный прогресс во внедрении регулирования в секторе виртуальных активов, но отмечает, что у страны отсутствует национальный план действий по устранению рисков. Сохраняются некоторые технические недостатки в осуществлении сдерживающих мер. Например, у следственных органов нет полномочий по «мониторингу телекоммуникаций» (проще говоря, по прослушке телефонов) в рамках расследования отмывания денег, финансирования терроризма и других ключевых преступлений. Право на прослушивание и запись разговоров регламентирована только для нескольких видов преступлений, не связанных с отмыванием денег (убийство, человеческий трафик и торговля людьми, оборот наркотиков, коррупция, подделка денег).
Однако сфера применения этой меры ограничена, поскольку судебные постановления, которые позволяют записывать содержание разговоров, не распространяются на расследование преступлений по отмыванию денег, финансированию терроризма, а также сексуальной эксплуатации (в том числе детей), участия в преступной организации, мошенничества, краж, незаконного оборота оружия и коррупционных преступлений, наказуемые тюремным заключением сроком менее пяти лет (например, налоговых преступлений).
Официальная реакция
Министерство финансов отреагировало на результаты отчета, заявив, что «продолжит бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма как на законодательном, так и на практическом уровне и на уровне услуг. Так ведомство рассчитывает укрепить репутацию Кипра как современного финансового центра.
Читайте также:
Информация о бенефициарах стала публичной
На Кипре регистрируют криптобизнес