Стоимость производства растет не по месяцам, а, буквально, по дням. В период с 2011 по 2021 накопленный рост цен по странам Европы был равен нулю. В 2015 и в 2020 была даже дефляция. В итоге с 2015 по 2021 цены выросли в среднем на 5%, а сейчас некоторые страны показали рост в 30% всего за полгода.
Инфляционное давление уже превышает пики 1970-х годов и очевидно подхватывает период гиперинфляции 20-х годов прошлого века.
В целом по ЕС промежуточная продукция выросла на 25,4%, стоимость производства электроэнергии почти удвоилась, капитальные товары +7,5%, долгосрочные потребительские товары +9,1%, краткосрочные потребительские товары +12%. Вот по последним двум можно делать явную проекцию на индекс потребительских цен.
Когда «рванёт» в ЕС?
Среднее время трансмиссии производственных цен в потребительские составляет 4-5 месяцев, поэтому с июля начнет раскручиваться и потребительская инфляция, так как производственные цены уже с декабря превышают все предыдущие максимумы.
На графике наглядно показано, насколько все отклоняется от нормы.
Кипр держится, но это ненадолго
Из стран ЕС только Мальте удалось удержать рост цен в пределах 10%. Кипр тоже пока неплохо справляется, находясь в середине списка с 21% по росту цен.
Снижение уровня инфляции начнется только в середине 2023 года. Все это время цены продолжат расти. Такое заявление сделали на конференции «Экономические перспективы на 2022 год». Секрет для скорейшего преодоления трудностей – поддержка среднего класса.
На Кипре реальная покупательная способность домохозяйств снижается быстрыми темпами, при этом усиливается неравенство в доходах между сотрудниками государственного и частного секторов. А поскольку уровень инфляции для работников с низким доходом, например, работников сектора розничной торговли, зарабатывающих в среднем 1250 евро в месяц, в настоящее время составляет более 10%, эти граждане потеряли более 500 евро в покупательной способности в первой половине 2022 года.
Когда в начале октября 2021 года в парламенте представляли бюджет на 2022 год, уже рост потребительских цен, стоимости сырья и топлива из-за глобального дефицита поставок был очевиден. Однако министр финансов Константинос Петридис уверял: это временное явление. Он оптимистично основывал бюджетные оценки на прогнозе – цены в стране вырастут всего на 1,5%. Поскольку правительство изначально прогнозировало, что его общие расходы сократятся в 2022 году благодаря сворачиванию помощи для предприятий, пострадавших от пандемиии, не было предпринято никаких усилий для увеличения налоговых поступлений. Однако цены и издержки продолжали расти, а с началом событий на Украине и принятием санкционных пакетов просто взлетели. Следовательно, бюджетная смета правительства на 2022 год в настоящее время выглядит не соответствующей действительности. Страна нуждается в подготовке экономики и населения к стремительной инфляции.
Действительно, учитывая, что более бедные домохозяйства тратят большую часть своего дохода на продукты питания и энергоносители, в настоящее время они сталкиваются с темпами роста расходов, значительно превышающими 10%. Кроме того, многие работодатели в частном секторе также страдают от значительного увеличения затрат на материалы и электричество. По оценкам строительных компаний, цены на стройматериалы выросли на 24,5% за 12 месяцев (с апреля 2021 до апреля 2022 года). Цены на металлические изделия выросли на 42,4%, а на изделия из дерева – на 26,5%.
В частном секторе всё хуже и хуже
Неспособность большого числа домохозяйств справиться с обострившимся кризисом объясняется относительно низкими доходами многих работников частного сектора. Кипр придерживается бизнес-модели, способствующей развитию таких секторов, как массовый туризм и строительство. При этом работа в таких ведущих секторах экономики, как гостиничная сфера, общепит, строительство, розничная торговля не требует высокой квалификации и плохо оплачивается. Кроме того, после финансового кризиса 2012-2013 годов работники в этих секторах имели мало возможностей для того, чтобы восстановить своё благосостояние. В результате они столкнулись со снижением доходов, которые резко упали в реальном выражении за последние два года. Среднемесячная заработная плата работников частного сектора в 2021 году оценивалась в 1 750 евро. На деле же две трети сотрудников частного сектора в перечисленных выше отраслях получают менее 1500 евро. Это примерно вдвое меньше, чем у государственных служащих.