EastMed – так называется проект газопровода, который – предположительно – будет пролегать по дну бассейна Восточного Средиземноморья. Его предназначение – доставка природного газа в Евросоюз. Ориентировочная стоимость проекта составляет около 6,8 млрд долларов.
Инициативу полностью поддержали Израиль, Кипр и Греция. Также свой интерес к данному вопросу выразила Италия. До недавнего времени США тоже полностью поддерживали эту идею, а ЕС профинансировал готовящийся анализ экономической целесообразности, сумма составила более 40 млн евро.
Казалось бы, все идет хорошо, было установлено, что проект технически осуществим, и правительства стран-участниц с «благословения» США подписали соответствующие соглашения о его реализации. Однако в январе 2022 года правительство США объявило, что не считает этот проект финансово жизнеспособным. Кроме того, были высказаны опасения, что он, якобы, не является экологически безопасным. Заявление было сделано до завершения анализа экономической целесообразности. Вместо этого США заявили, что предпочитают электрический интерконнектор, о котором будет рассказано ниже.
Позиция США поставила крест на будущем проекта. Соединенные Штаты даже не рассматривали возможность того, что в качестве альтернативы трубопровод может быть спроектирован таким образом, что по нему в дальнейшем можно будет транспортировать водород, что не только сделает проект жизнеспособным, но также будет способствовать его положительному влиянию на окружающую среду.
Этот разворот в политике США, по-видимому, связан с новыми геополитическими и стратегическими планами правительства страны в отношении Восточного Средиземноморья. По мнению авторитетных политологов, в основном это имеет отношение к поддержке требований Турции, и в этом случае три вовлеченные страны должны требовать встречных льгот от США. Результат еще предстоит увидеть. Недавние события на Украине могут изменить будущие перспективы Eastmed, сделав их более реальными.
Костас Иоанну
В прошлом генеральный директор Электрической компании Кипра (ЕАС), руководитель Управления по регулированию энергетики Кипра (CERA) и исполнительный директор Кипрской газовой компании (DEFA).