Правовой статус криптовалют в современном мире

Правовой статус криптовалют в современном мире

  • Воскресенье, 06 октября 2019 09:00
  • История развития криптовалют в мире насчитывает не более десяти лет, однако уже сегодня идея существования замены традиционным валютам (так называемым «фиатным деньгам») набирает всё большую популярность среди прогрессивных слоев общества. Наиболее убедительным тому подтверждением послужат сухие цифры: в 2008 году курс мало кому понятной и известной единицы Bitcoin (BTC) составил $1 за 1 309,03 BTC, то есть за более чем тысячу биткоинов давали всего доллар США. Курс биткоина на дату написания настоящей статьи составил $2467,3 за 1 BTC. Причины возрастающей с каждым днем популярности криптовалют, а также правовые основы их функционирования рассмотрены ниже.

    В самом обобщенном виде криптовалюту можно определить как разновидность электронного средства обмена, имеющего анонимный и децентрализованный характер, в основе которого лежат криптографические алгоритмы.

    Более точным представляется определение виртуальной валюты, данное ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). В соответствии с ним виртуальная валюта представляет собой средство выражения стоимости, которым можно торговать в цифровой форме и которое функционирует в качестве:
    - средства обмена;
    - расчетной денежной единицы;
    - средства хранения стоимости.

    Наиболее известным видом криптовалюты является Bitcoin (в русской версии – биткоин или биткойн). Существуют и иные виды криптовалют: Litecoin, Namecoin, PPcoin и др., которые иногда обобщенно называют Altcoin (от англ. alternative coin), но пока их популярность и рыночная капитализация не идут ни в какое сравнение с Bitcoin. Поэтому имеет смысл остановиться на рассмотрении именно этой валюты, принимая во внимание, что все иные децентрализованные платежные системы построены на схожих принципах. Bitcoin был разработан программистом или группой программистов под псевдонимом Сатоши (Сатоси) Накомото, за авторством которого в ноябре 2008 года была опубликована «Белая книга» с описанием механизма функционирования Bitcoin и его протокола. Bitcoin представляет собой основанную на свободном программном обеспечении (open source), децентрализованную пиринговую (peer-to-peer) цифровую валюту.

    Ключевые отличия биткоина от фиатных денег заключаются в следующем:

    Децентрализация. Bitcoin – это система, опирающаяся на децентрализованную одноранговую сеть, функционирующую без централизованной расчетной палаты или иного посредника. Сеть Bitcoin не контролируется каким-либо одним учреждением, подобно тому, как центральный банк контролирует хождение фиатных денег. Каждый компьютер, участвующий в «добыче» биткоинов и обработке транзакций, является частью этой сети. Примечательно, что «полулегальная» и не регулируемая каким-либо законодательством система Bitcoin представляет собой один из наиболее удачных примеров внедрения технологии Blockchain, которую с гораздо меньшим успехом внедряют российские государственные компании. По сути блокчейн представляет собой распределенную между всеми участниками сети Bitcoin учетную книгу. Каждый пользователь Bitcoin-кошелька хранит на своем компьютере такую базу данных, содержащую историю всех операций, когда-либо осуществленных в системе. Это обеспечивает прозрачность каждой транзакции и возможность верификации происхождения каждого Bitcoin любым заинтересованным пользователем.

    Неподверженность инфляции. В отличие от фиатных денег, которые можно допечатать, чтобы увеличить денежную массу, система Bitcoin разработана таким образом, что максимальное количество биткоин-монет в ней ограничено. Согласно заранее установленному алгоритму можно эмитировать лишь 21 млн монет. К настоящему времени уже эмитировано около 75% монет.

    Анонимность. Пользователи могут иметь несколько биткоин-адресов, которые, однако, не привязаны к именам, фактическим адресам или иной идентифицирующей информации.

    Прозрачность. Хотя транзакции с биткоинами в известной мере анонимны, они в то же время прозрачны. На самом деле биткоины – это всего лишь записи о транзакциях между различными адресами в системе Bitcoin, из которых и состоит цепочка блоков. Каждый, кто находится в сети, может видеть, сколько биткоинов хранится по каждому публичному Bitcoin-адресу.

    Невозможность отмены транзакций. Отменить транзакцию с биткоинами невозможно, если только получатель фактически не отправит монеты обратно отправителю.

    Указанные особенности криптовалют, в особенности анонимность, безусловно, по достоинству были оценены лицами, преследующими заведомо противозаконные цели. Так, криптовалюты широко используются для торговли предметами, ограниченными в обороте или вовсе запрещенными к продаже.

    Данный вопрос стал особенно актуальным после того, как 2 октября 2013 года была закрыта анонимная торговая интернет-площадка Silk Road, находившаяся в зоне Onion анонимной сети Tor и работавшая с 2011 по 2013 годы. В качестве валюты продавцы и покупатели использовали биткоины, так как это средство расчетов гарантировало анонимность. Через данную площадку прошло торговых операций на сумму около $1,2 млрд.

    Такое использование виртуальных валют стало предметом тщательного анализа со стороны регулирующих организаций по всему миру.

    Как следует из Отчета FINMA – Швейцарской службы по надзору за финансовыми рынками – о слушаниях к финальной версии их постановления о борьбе с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, обязанность проявлять осмотрительность при передаче виртуальных валют приравнивается к такой же обязанности, как при передаче денег и ценностей. Косвенно это означает, что виртуальные валюты будут регулироваться законом Швейцарии «О противодействии отмыванию денежных средств, полученных преступным путем». Обязанности проявлять должную осмотрительность, включающие в себя, в частности, идентификацию контрагента и установление бенефициарного владельца, начиная с 1 января 2016 года распространяются в Швейцарии и на обращение виртуальной валюты. Так, новые обязанности проявлять должную осмотрительность будут распространяться на онлайн-торговцев, которые принимают биткоины в качестве оплаты.

    Само по себе использование криптовалюты (выпуск, приобретение и сбыт) по швейцарскому законодательству в настоящее время допускается и не является преступным. Между тем уже в начале текущего года германские политики предложили в рамках борьбы с финансированием терроризма создать международное правовое регулирование виртуальных валют, которое предусматривало бы действенные механизмы для правоохранительных органов при проведении расследования и возможности принятия обеспечительных мер.

    Основные претензии со стороны государственных органов вызывает возможность использования данной валюты для совершения противоправных действий: финансирования терроризма; отмывания средств, полученных преступным путем; приобретения изъятых из оборота товаров вроде наркотиков, оружия и т. п.

    Российские власти, между тем, до сих пор не определились с тем, как относиться к криптовалютам.

    Еще в начале 2014 года ЦБ РФ сделал заявление, согласно которому «в связи с анонимным характером деятельности по выпуску "виртуальных валют" неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Вторит Центральному банк и Генеральная прокуратура РФ, по мнению которой «анонимные платежные системы и криптовалюты, в том числе наиболее известная из них – биткоин, являются денежными суррогатами и не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами».

    Уже существуют решения судов РФ, в которых данные идеи получают свое логическое развитие. Так, в решении Невьянского городского суда Свердловской области от 13 января 2015 года отмечается, что «свободное распространение информации об электронной валюте обусловливает активное использование криптовалют в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами и иной преступной деятельности. Данные факты, а также возможность бесконтрольного трансграничного перевода денежных средств и их последующего обналичивания служат предпосылками высокого риска потенциального вовлечения криптовалют в схемы, направленные на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма». Как следствие, данным решением в единый реестр запрещенных сайтов было включено семь сайтов, связанных с биткоин-тематикой, в том числе сайт bitcoin.org.

    В Апелляционном определении Мосгорсуда от 26 марта 2018 года рассматривался вопрос о ликвидации некоммерческой организации, которая не смогла подтвердить целевое использование поступающих анонимно средств в виде биткоинов.

    После появления этих разъяснений многие российские интернет-магазины и иные организации, которые до этого принимали Bitcoin к оплате, прекратили принимать эту криптовалюту, опасаясь возможного преследования.

    Еще в июне 2015 года Минфин России внес на рассмотрение правительства более жесткую версию законопроекта об ответственности за использование денежных суррогатов, запрещающую такие криптовалюты, как биткоины.

    Так, предложено детализировать наказание и дополнить КоАП РФ статьями «Выпуск денежных суррогатов» и «Оборот денежных суррогатов». В результате за выпуск виртуальных валют физлица могут заплатить штраф в размере от 20 тыс. до 40 тыс. рублей. Должностные лица могут быть оштрафованы на 40–80 тыс. руб., юрлица – на 300–500 тыс. рублей.

    За умышленное распространение информации, позволяющей эмитировать виртуальные валюты или проводить операции с ними, Минфин России предлагает штрафовать граждан на 5–30 тыс. руб., а компании – на 100–300 тыс. рублей. Но самое тяжкое правонарушение, с точки зрения министерства, – это создание и распространение гражданами, должностными лицами и компаниями соответствующего программного обеспечения. В этом случае штрафы составят для физлиц 30–50 тыс. руб., для должностных лиц – 60–100 тыс. руб., а для юрлиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей.

    Появится и уголовная ответственность за оборот криптовалюты. В частности, за изготовление денежных суррогатов, их приобретение в целях сбыта, а также их сбыт предусматривается штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты или доходов осужденного за период до года или обязательные работы до 360 часов или исправительные работы до года. На момент написания настоящей статьи указанные поправки не приняты.

    Попытки законодательного закрепления самого статуса криптовалют в России также не увенчались успехом: подготовлен (и даже прошел первое чтение в Госдуме РФ еще в весеннюю сессию – 2018) пакет законопроектов «О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о цифровых правах)». Но, увы, документы даже во втором чтении еще не рассматривались.

    Несправедливым видится тот факт, что законодатель делает основной акцент на использовании криптовалют для незаконных целей. Это некая типовая реакция определенного тревожно-консервативного сегмента аналитиков, абсолютно аналогичная реакции на появление электронных денег, мобильных платежей и других инновационных инструментов, сейчас перешедших в разряд привычных и чуть ли не консервативных на фоне очередных новаций.

    По существу, децентрализованные частные валюты уязвимы для злоупотреблений не более, чем национальные деньги – в наличной или безналичной форме (что и подтверждается реальной статистикой преступлений). Основная особенность биткоина и его аналогов заключается в том, что их создателям удалось полностью отказаться от центрального эмитента, в чём и состоит, пожалуй, единственное, хотя и революционное, отличие от валют, гарантированных государством.

    Таким образом, хотя долгосрочное будущее криптовалют до сих пор представляется туманным, в настоящее время их популярность – в том числе благодаря широкому освещению в прессе – растет. Эта новация уже породила целый рынок для компаний, которые вовлечены в деятельность по обмену, хранению, защите криптовалют, агрегации операций для интернет-магазинов и предоставляют иные услуги, востребованные потребителями. 

    К сожалению, в России за последние годы не было достигнуто какого-либо результата в части придания криптовалютам правового статуса: до сих пор не сформирована позиция законодателя в отношении законности использования рассматриваемой технологии в качестве средства расчета наравне с «фиатными» денежными средствами.

    Артем Палеев
    Юрист, управляющий
    партнер, Korpus Prava
    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

     

  • Read 3065 times