×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 378

Альтернативная энергетика: От целей-2020 к планам-2030

  • Понедельник, 08 апреля 2019 03:00
  • Вместе с ЕС Кипр в 2019 году вышел на финишную прямую программы «Европа-2020». Среди прочего эта программа предусматривает снижение потребления углеводородного сырья и увеличения использования возобновляемых источников энергии. В последние годы альтернативная энергетика стала одним из приоритетов экономического развития на Кипре. Какая ситуация сложилась в секторе? Сможет ли Кипр выполнить свои обязательства?

    Как известно, цель ЕС – довести долю возобновляемых источников (ВИЭ) в общем объёме потребления энергии к 2020 году до не менее чем 20%, а к 2030-му – до не менее чем 32%. При этом у каждой страны ЕС – свои целевые показатели, и некоторые страны достигли их ещё в 2017 году. На Кипре к 2020 году доля ВИЭ в общем энергопотреблении должна быть не менее 13%, в генерации электроэнергии – не менее 16%, на транспорте (биотопливо) – не менее 10%.

    Основные ВИЭ на Кипре

    Солнечная энергия. Используется в бытовых и промышленных целях. По уровню использования гелиотермальной энергии (нагрев воды) на душу населения Кипр занимает второе место в мире. Фотоэлектрические системы работают как автономно, так и с подключением к национальной энергосети компании ЕАС (последних – около 2 000, крупных и малых).

    Ветряная энергия. На Кипре работают шесть ветряных парков общей мощностью 157,5 МВт. Вся генерируемая энергия поступает в энергосеть ЕАС. Энергия ветра также используется для подкачки воды.

    Биомасса. Переработка биомассы на Кипре пока не достигла сколько-нибудь значимых объёмов. Несколько станций перерабатывают навоз и отходы животноводства, а получаемую энергию передают в сеть ЕАС.

    Доля всей энергии, полученной из возобновляемых источников на Кипре, в 2017 году согласно данным Eurostat составила 9,9% против всего 0,2% в 2011-м. Это пятое место с конца в ЕС, где средний показатель достигал 17,5%. Доля электричества, полученного из ВИЭ, составила примерно 8,5%.

    По информации Министерства сельского хозяйства Кипра, наибольший вклад в использование ВИЭ в 2016 году приходился на сегмент гелиотермальных систем (нагрев воды) – 46,76%, за которым следует утилизация биомасс для обогрева (в основном, дровяные печи и камины) – 21,33%, ветрогенерация электричества – 13,22%, фотоэлектрическая генерация – 8,61%, биотопливо (благодаря импортной квоте для топливных компаний) – 6%, генерация электричества из биомасс – 3%, а также геотермальные тепловые насосы – 1%.

    Согласно Национальному плану действий по ВИЭ на 2010–2020 годы, цель в 13% достижима за счёт следующих элементов: 23,5% ВИЭ в энергии, используемой для обогрева/охлаждения; 16% ВИЭ в генерации электроэнергии и 10% – использование биотоплива на транспорте. По состоянию на 2016 год эти показатели составляли соответственно 23,72%, 8,64% и 2,63%.

    Помощь государства

    Для поддержки сектора альтернативной энергетики на Кипре был создан специальный фонд. Он наполняется за счёт сбора, включённого в стоимость киловатта потреблённой электроэнергии. Текущие расходы фонда распределяются следующим образом: 59% – субсидии на ветроэнергетику, 24% – на фотоэлектрическую энергетику, 6% – на установку систем чистого измерения в малообеспеченных домохозяйствах, 6% – на прочие фотоэлектрические проекты и 5% – на биогаз.

    Правительство выделяет субсидии (как производителям, так и потребителям) на развитие ВИЭ с 2013 года. Последней на сегодняшний день стала программа субсидирования бытовых проектов альтернативной энергетики с бюджетом €24,5 млн. Она была представлена в марте 2019 года и включает компенсирование расходов на теплоизоляцию крыш и установку фотоэлектрических систем с использованием чистого измерения. Министерство энергетики ожидает, что к 2020 году совокупная мощность бытовых фотоэлектрических систем достигнет 40–50 МВт.

    В 2015–2018 годах министерство запустило сразу две программы по поддержке малых и крупных проектов ВИЭ. Первая направлена на создание фотоэлектрических систем разного типа, от бытовых до промышленных. Вторая стимулирует запуск проектов ВИЭ общей мощностью 212,5 МВт, а именно: фотоэлектрические мощностью до 8 МВт (всего 120 МВт), ветряные – до 17,5 МВт (всего 17,5 МВт), утилизация биомассы – до 5 МВт (всего 5 МВт), гелиотермальные с системой хранения энергии – до 50 МВт и волновые – до 20 МВт (всего 20 МВт). Часть этих проектов будет работать через систему чистого учёта (продавать энергию ЕАС) и часть – на открытом рынке (продавать электричество потребителям).

    Программы вызвали большой интерес: были получены заявки на создание проектов общей мощностью 391,2 МВт. Предварительно одобрены проекты фотоэлектрических систем мощностью от 10 кВт до 8 МВт, которые, как ожидается, должны быть запущены до конца текущего года.

    Возможные штрафы

    Большое внимание привлекает тема штрафов, которые должен будет заплатить Кипр, если цель «13% к 2020 году» окажется не достигнута, – так называемые издержки соблюдения законодательства. Это может быть как одноразовая выплата, так и пеня за каждый день просрочки – определяет вид платежей Суд ЕС по итогам иска, поданного Еврокомиссией.

    У Кипра, впрочем, есть возможность использовать так называемые «статистические трансферы». Этот формат подразумевает вычет некоторого количества ВИЭ-энергии из показателей одной страны и его добавление к показателям другой (сугубо учётная процедура, физической передачи энергии не происходит). Причём первая страна должна уже достигнуть своих национальных целевых значений. Кипр таким образом может выкупать энергетические кредиты у стран, перевыполнивших свои цели-2020.

    Однако стоимость этой альтернативы для Кипра пока не была подсчитана. Например, в Ирландии эксперты оценили, что недостаток в 3% обойдётся стране в €68–315 млн.

    Либерализация рынка

    Де-юре энергорынок Кипра был открыт в 2014 году. Однако в реальности на сегодняшний день ЕАС всё ещё остаётся монополистом, что тормозит привлечение инвестиций в сектор.

    В 2015 году Энергетический регулятор Кипра CERA принял новую модель будущего открытого рынка (net pool), которая, по текущим прогнозам, должна быть внедрена в 2020–2021 годах. Подразумевается, что в ходе либерализации конкурентными станут только сегменты генерации и сбыта, в то время как передача и распределение останутся регулируемыми, так как сеть принадлежит ЕАС. Управлять ими будут независимые операторы: TSO – оператор системы передачи и DSO – оператор системы распределения. Сейчас они являются подразделениями ЕАС, но идёт процесс их вывода в отдельные структуры.

    Как сказано выше, правительство с 2017 года активно привлекает инвесторов в проекты альтернативной энергетики, которые после либерализации рынка смогут напрямую предлагать свою продукцию потребителям. Однако есть одна сложность: бюрократическая нагрузка непомерно велика, а эффективность обработки заявок оставляет желать лучшего.

    Вместо заключения

    По оценкам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), сделанным в 2015 году, к 2030 году Кипр может довести долю ВИЭ в общем энергопотреблении до 25–40%, из них больше всего придётся на фотоэлектрическую энергию: от 500 до 1 000 МВт, что соответствует 15–27% от общего объёма. Второй по значимости станет ветроэнергетика: её вклад может достичь 175–375 МВт или 5–9%.

    В конце января 2019 года Кабинет министров Кипра одобрил предварительную версию Национального плана по энергетике и климату на 2021–2030 годы, куда включены различные стратегии и меры по борьбе с климатическими изменениями и усовершенствованию сектора энергетики. Финальная версия документа должна быть готова к концу 2019 года и определит вектор развития энергетики на Кипре на следующие десять лет. Таким образом, этот год может стать решающим для кипрского сектора ВИЭ, и правительству следует как можно скорее подкрепить свои намерения делом, создав более благоприятную среду для инвестиций в альтернативную энергетику.

    Мария Ветрова
    журналист
    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    По материалам: Министерства энергетики, торговли и промышленности, Министерства сельского хозяйства, ТПП Кипра, CERA,
    Deloitte, Herbert Smith Freehills LLP, PV Magazine.

    1 Следует отметить, что были поданы заявки на ряд проектов, и предпочтение отдаётся проектам с системами хранения энергии. Такой проект – гелиотермальный парк EOS Green Energy Project в деревне Аласса (Лимассол). Его мощность составит 25 МВт (до 50 МВт). Изначально запуск был намечен на 2016–2017 годы, но сейчас перенесён на 2021 год. Проект ЕАС по строительству гелиотермического парка в Акротири пока не получил одобрения властей. Изначально его мощность закладывалась на уровне 50 МВт, но после того, как власти отклонили проект из экологических соображений, в новой заявке она понижена до 20 МВт.

     

  • Read 2964 times