В 2015 году ожидается возобновление роста экономики, однако экономический подъем остается слабым, говорится в отчете EYCyprus.
На фоне снижения темпов спада экономической деятельности в течение 2014 года, Кипр останется на пути возобновления роста в 2015 году. Тем не менее ключевые факторы финансового оздоровления – туризм и экспорт в сфере услуг – обеспечат лишь незначительный рост ВВП: примерно на 0,3% в 2015 году после прогнозируемого сокращения на 2,9% в 2014 году. Снижение цен в конце третьего квартала 2014 года свидетельствует об ограничении потребительских расходов. Угроза их дальнейшего сокращения будет сдерживать восстановление инвестиционной активности в 2015 году. Возврат к умеренной инфляции, которая, по прогнозам, составит в среднем 0,7% в 2015 году и вырастет до 2% к 2018 году, будет содействовать восстановлению экономики за счет сокращения реальных процентных ставок и постепенного уменьшения реального бремени долга. Хотя последствия санкций Евросоюза в отношении России были ограниченными, минимальный рост в российской экономике в 2014-2015 годах, вероятно, затормозит процесс восстановления экономики Кипра по причине сдерживания притока банковских депозитов.
ОСТОРОЖНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ К РОСТУ В 2015 ГОДУ
После трехлетнего спада в 2015 году начнется восстановление экономики, поскольку рост экспорта ведет к увеличению притока инвестиций. Квартальное сокращение ВВП замедлилось до 0,4% во втором и третьем кварталах с 0,5% в первом квартале, сократив годовое падение до 2% в третьем квартале (2,2% во втором квартале и 3,6% в первом). И хотя пока ожидается дальнейшее уменьшение ВВП, уже к середине 2015 года рост возобновится и составит 0,3% за весь 2015 год (для сравнения, в 2014 году по оценкам ВВП
сократился на 2,9%). Восстановление будет подкреплено дальнейшим сокращением дефицита по текущим операциям в 2014 году на 0,3% ВВП. Это намного лучше неустойчивого дефицита 2012 года, темпы роста которого выражались двузначным числом. Кроме того, ожидается возврат к положительной инфляции после падения цен в течение 2014 года. Государственные расходы продолжат снижаться, так
как срочные меры спасения, введенные Международным валютным фондом (МВФ) и ЕС, вынуждают правительство ориентироваться на достижение профицита бюджета к 2016 году. Тем не менее, с 2016 года ослабление давления на бюджет будет способствовать росту объема инвестиций, подняв этот показатель примерно до 7% к 2018 году.
ОГРАНИЧЕННАЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ, НЕСМОТРЯ НА ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ БАНКОВ
Главный сдерживающий фактор на пути скорейшего восстановления экономики – банковский сектор, где продолжает расти объем необслуживаемых кредитов (более 50% от общего объема кредитов во втором квартале 2014 года) и где кредитоспособность останется крайне ограниченной до тех пор, пока это соотношение не сократится. «Здоровье» банков значительно улучшилось за 2014 год. Привлечение капитала позволило трем из четырех крупнейших банков пройти октябрьские стресс-тесты ЕС; четвертый должен найти дополнительный капитал, что легко выполнимо. Однако медленные темпы восстановления экономики ограничивают долю тех безнадежных долгов, которые могут вновь стать надежными (то есть будут обязательно выплачены) в 2015-2017 годах. Их «стойкость» будет препятствовать кредитованию нефинансовых предприятий. Резкое падение реальных доходов в последние два года не удастся компенсировать даже ростом заработной платы в течение прогнозируемого периода. Это будет сдерживать темпы восстановления внутренних банковских депозитов и тогда, когда доверие к системе полностью восстановится. Приток депозитов нерезидентов будет сдерживаться в 2014-2015 годах медленным ростом российской экономики, пережившей спад в первой половине 2014 года. Жесткие фискальные цели правительства не позволили ему создать «плохой банк» для неработающих активов или иным образом списать задолженности, и банки вынуждены пересматривать сроки погашения или списывать большую часть оставшихся безнадежных долгов без прямой помощи. Ограничения на движения капитала, введенные в рамках программы по спасению банков, возможно, помогли остановить отток депозитов. Но это было испытанием терпения крупных кредиторов банков, которых реструктуризация долговых обязательств заставила взять на себя расходы по спасению банков наряду с акционерами.
НЕСОГЛАСИЕ СО СТРАТЕГИЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ
В третьем квартале 2014 года принятие парламентом нового закона об отчуждении имущества застопорилось, несмотря на то, что этот документ являлся одним из условий программы по оказанию экстренной финансовой помощи. В результате возникли задержки в получении шестого транша в размере 436 млн евро. Восстановление объемов сбережений и выплата долгов в 2015-2017 годах предполагает сильное давление на частный сектор и обусловливает сочетание постоянного бюджетного дефицита и едва сбалансированного счета текущих операций.
ЗАВИСИМОСТЬ РОСТА ОТ ОБЪЕМОВ ЭКСПОРТА ДО 2016 ГОДА
Рост туризма и экспорта услуг компенсировал в 2014 году дальнейшее падение спроса на внутреннем рынке (4% в годовом исчислении во втором квартале). Это помогло замедлить темпы сокращения ВВП, а также стало основой для возобновления роста с дальнейшим улучшением внешнего баланса. Экспорт, по прогнозам, останется ключевым фактором восстановления в 2015-2017 годах. Его рост стимулирует вложения в основной капитал, начиная с 2016 года. Хотя прогнозируемый рост экспорта составит в 2015 году почти 2%, завершая трехлетний период спада, восстановление будет чувствительно к любой стагнации в еврозоне. Увеличение числа туристов и их расходов, хотя и поддержанное в 2014 году экономическим подъемом в Великобритании, может пострадать в 2015 году от снижения экономического роста в России и от напряженности в ее дипломатических отношениях со странами ЕС. Несмотря на спад в сфере туризма, можно прогнозировать улучшение счета текущих операций к концу 2014 года с небольшим дефицитом внешнеторгового баланса, который сохранится до 2018 года. С началом восстановления спроса объемы импорта снова превысят экспорт, что говорит об ограниченных возможностях импортозамещения потребительских товаров и энергии. Добыча углеводородов на шельфе будет способствовать улучшению баланса внешней торговли – и поможет достичь целевых показателей ЕС по выбросам – однако коммерческие поставки топлива вряд ли возможны в течение прогнозируемого периода.
ФИНАНСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДО 2017 ГОДА ПРИВЕДУТ К УКРЕПЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
Реализация программы финансовой помощи МВФ и ЕС в размере 10 млрд евро, запущенной в марте 2013 года, продолжается благодаря успешному выполнению Кипром жестких задач, особенно касательно сокращения бюджетного дефицита. Сократив дефицит до 5,4% ВВП в 2013 году, правительство надеется достичь 4,25% ВВП в 2014 году. Наш прогноз сокращения дефицита бюджета – 3,3% ВВП. Согласно официальным прогнозам, первичный дефицит, не включающий погашение задолженностей, составит всего 1,6% ВВП в 2015 году, и в 2016 году перейдет в профицит в размере 1,2% ВВП. Тем не менее без роста ВВП и уровня доходов, необходимых для циклического стимулирования притока средств в бюджет, столь стремительное сокращение дефицита вызвано урезанием расходов и повышением налогов, что продолжится в 2015 году. Первичный профицит должен вырасти до 4% ВВП и сохраняться на таком уровне хотя бы до 2018 года, для того чтобы довести государственный долг до приемлемого для ЕС значения. МВФ призывает к дальнейшим радикальным сокращениям заработной платы в госсекторе и прочих административных расходов в 2015 году – несмотря на трудности, с которыми сталкивается правительство в продвижении своих реформ после разрыва с партнерами по коалиции в начале 2014 года. И хотя Министерство финансов имеет достаточно средств, чтобы допустить некоторую задержку в получении шестого транша финпомощи, эти средства ему необходимы для предполагаемого погашения задолженности в размере 2 млрд евро в 2015 году. Затянувшийся период финансовых ограничений не был компенсирован скорым восстановлением в секторах частных инвестиций или потребления, и в среднесрочной перспективе государственный долг и далее будет препятствовать восстановлению. Согласно нашему прогнозу, инвестиции в основной капитал вырастут (в дополнение к экспорту как к главной движущей силе экономики в 2016 году), однако это зависит от дальнейшего поступления траншей финпомощи и, следовательно, от улучшения фискальных условий.